Беседа на тему правильно ли мы говорим

Конспект беседы «Надо ли учиться говорить?»

Надежда Старостенко
Конспект беседы «Надо ли учиться говорить?»

• Возраст воспитанников: средний дошкольный (пятый год жизни)

• Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

• Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

• Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

• -способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• -создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания;

• -развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;

• Развивать воображение, творчество.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

• Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание

• «Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо надо ли) хорошо владеть родным языком?»

• Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека». Хорошо сказал

• 2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

• Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание

• Давайте присядем и поговорим сегодня

• 3 этап: способствуем реализации детского замысла

• Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание

• • Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее. Вы внимательные и сообразительные!

Хотите узнать как? Можете спросить у меня!

• Я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка». Молодцы

Замечательные слова вспомнили

• 4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

• Содержание • Обратная связь на высказывание детей/ примечание

• Немножко разомнемся? Воспитатель подтягивается, делает наклоны и т. д. Ой, как хорошо! А то засиделись мы!

• Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей

• «Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»

• Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.

• Педагог объясняет, что принято говорить простыня, а не простынь. Просит объяснить смысл слова пододеяльник.

• Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски. Молодцы

Ты сказал правильно

• Ребята, хочу спросить у вас: что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились? Спасибо за твое мнение!

Ты прав, было непросто!

Очень смешно, согласна!

• Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!

Ура! Я очень рада!

Игра-развлечение «Надо многому учиться, чтобы космонавтом стать» с детьми средней группы Игра — развлечение «Надо многому учиться, чтобы космонавтом стать» с детьми средней группы Цель: Познакомить детей с историей возникновения.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Я учусь учиться!» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Я учусь учиться!» Цель: формировать школьную готовность у детей старшего.

Конспект этической беседы в старшей группе «Старших надо уважать» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.

«Надо ли учиться говорить?» Конспект ООД для средней группы по речевому развитию

Эльвира Вагапова
«Надо ли учиться говорить?» Конспект ООД для средней группы по речевому развитию

Тема: «Надо ли учиться говорить

Цель занятия: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

учить подбирать описательные прилагательные к существительным,

учить детей связно и последовательно строить вопросы и ответы;

2. развивающие:

развивать слуховое восприятие материала,

развивать выразительность речи (интонация, мимика, жест)

— воспитывать культуру речи (контролировать собственную речью и критическое отношение к речи окружающих,

— активировать в речи детей различные словесные формы вежливости, формировать вежливое и тактичное ведение диалога.

Материал: мягкая игрушка лиса, кусочки ткани, простыня и пододеяльник.

Предварительная работа: знакомство с родным краем, где мы живем, знакомство с русским языком.

Ход занятия:

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся необычно, подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

II. Основная часть:

Воспитатель: Весь год и каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно говорить и красиво говорить на родном русском языке.

Воспитатель: Как вы думаете, почему надо хорошо владеть родным языком?

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Богатый запас слов и умение понятно для окружающих строить высказывания – это показатель культуры человека.

Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

В гости к нам пришел слоненок,

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Друг за другом, друг за другом

Ходят стрелочки по кругу.

Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

Ходит мятник в часах:

Влево — тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так:

Тик и так, тик и так?

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт

И никто не отстаёт.

Воспитатель: Ребята, не все слова вы произносите правильно, без ошибок, а иногда вам не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. Давайте проверим, права ли я?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Я буду показывать мягкую игрушку, а вы будите описывать ее.

Воспитатель: Молодцы. Замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: Светло – желтый, оранжевый, ярко – рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки.

Физминутка «Хома, хома, хомячок»

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)

Читать еще:  Как правильно настроить биос на компьютере виндовс

хома раненько встает, (потягиваются)

щечки моет (тереть щеки руками)

лапки трет (движения мытья рук)

Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)

и выходит на зарядку (маршируют)

Раз (руки вперед)

три (руки в стороны)

четыре, пять (трясут кистями рук)

хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Воспитатель: А теперь представляю вашему вниманию кусочки ткани для наволочек и простыней.

Воспитатель: Какую бы ткань вы бы выбрали?

Воспитатель: Ребята, давайте каждый и вас будет подходить к столу, брать ткань и говорить «Я хочу наволочку из этой ткани…», «Думаю, что самая красивая ткань»,«Мне понравилась ткань…».

Воспитатель: Дети правильно говорить не простынь, а простыня.

Воспитатель: Давайте повторим. Как правильно говорить простыня или простынь?

III Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?

Воспитатель: Хорошо, а что мы с вами делали, что выбирали?

Воспитатель: Хорошо, молодцы.

Конспект ООД второй группы раннего возраста по речевому развитию «Мой мишка» Примерная основная общеобразовательная программа «От Рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Возрастная.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе «Чтобы хлебом насладиться, надо долго потрудиться» Тема «Чтобы хлебом насладиться, надо долго потрудиться» Цель: дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно,.

Конспект ООД по речевому развитию для подготовительной группы «Здравствуй, гостья-зима!» ООД «Здравствуй, гостья-зима!» Цель : Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Задачи: Образовательные: Учить детей подбирать однородные.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Чтение русской народной сказки «Жихарка» Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: Чтение русской народной сказки «Жихарка» Программное содержание: Учить эмоционально.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Путешествие в осень» Цель: расширить и закрепить представление детей об осеннем времени года Задачи: Образовательные: Совершенствование навыка рассматривания.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Моя семья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 4» (МБДОУДС N 4) Конспект ООД по речевому развитию в.

Конспект ООД с воспитанниками младшей группы по речевому развитию на тему «Посуда» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Натюрморты в творчестве художников» Программное содержание: Уточнить знания детей о натюрморте. Познакомить детей с репродукцией В. Ю. Багрова «Натюрморт. Сладкий», вызвать.

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «В гости к сказкам» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках. Задачи: учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев; создавать условия.

Классный час «Как мы говорим?»

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение “слышать” свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: презентация, карточки для ролевых игр.

1. Вступительное слово.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

— Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

— В чем смысл этого обращения?

— Что значит беречь русский язык?

(Правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами “паразитами”, знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)

— А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

— Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

— Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

— Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как “в принципе”, “значит”, “это самое”, “понимаешь”, “короче”, “ну”, “так сказать” и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

— Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

— Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

— А вы знаете, чей отрывок я “испортила”? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Голуби”)

— Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитовю)

— Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

— Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

— К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, — тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.

— Слово “жаргон” – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.

— Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

— А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

— Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

— Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.

— Как вы думаете, какие?

— А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово “ЛОХ”?

— В “Толково-словообразовательном словаре” Т.Ефремовой, где рядом стоит помета “разговорное, сниженное”, читаем “наивный, доверчивый человек”. Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О, есть и другое значение слова “лох” — “семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом”. В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.

Читать еще:  Как правильно оформить портфолио медицинской сестры

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, кустарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим “лохом”: лоха “кинуть” — все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

Игра на скорость “С русского на русский!”

— Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.

— Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить не торопясь.

Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.

— Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева “Наш язык, наш прекрасный русский язык…”.

Классный час в 5-6-7 классах по теме «Как мы говорим?»

Методическая разработка сценария классного часа для 5-7 классов

Автор: Ярчинская Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №7» г. Мариинска Кемеровской области

Описание работы: Материал данной работы представляет собой классный час по теме «Как мы говорим?». Материал будет полезен как учителям, классным руководителям, так и студентам для проведения классного часа в 5-7 классах.

Цели:

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки для ролевых игр.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

— Эти слова великого русского писателя, мастера слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку, которые обращены к каждому из нас, его потомкам.

— В чем смысл этого обращения?

— Что значит беречь русский язык?

(правильно, точно употреблять слова, ставить ударения, не засорять свою речь словами «паразитами», знать грамматику, пунктуацию, орфографию; т.е. соблюдать языковые нормы или литературные нормы языка. Филологи, ученые, изучающие слова, выделяют следующие нормы: произносительные, грамматические, лексические. Беречь язык – значит соблюдать нормы.)

— А знаем ли мы эти нормы, хорошо ли мы владеем языком? Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Задание: прочитать слова. (звонИт, баловАть, газопровОд, каталОг, завИдно, откУпорить, облЕгчить, пЕрчить, ТвОрог, творОг, хвОя.)

— Очень часто даже взрослые делают ошибки в постановке ударения. Да, слово – великая сила, словом можно обидеть, даже ранить сильнее, чем оружием, словом можно поддержать и утешить в трудную минуту, словом можно развеять грусть и рассмешить. Научившись владеть словом, можно стать интересным собеседником.

— Пытается ли кто-нибудь из вас анализировать свою речь?

(В обычном разговоре между собой большинство не следит за правильностью своей речи. Часто мы не можем грамотно выстроить предложения, так, чтобы создался текст; кому-то стоит большого труда произнести несколько фраз, чтобы они звучали культурно, интересно и правильно)

— Слова-паразиты мешают восприятия сказанного и просто отвлекают внимание собеседника, вызывают раздражение. Следует избавиться от частого употребления таких слов, как «в принципе», «значит», «это самое», «понимаешь», «короче», «ну», «так сказать» и т.д. Слова-паразиты – это такая же проблема, как и проблема выбора слов. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняют ими все паузы в речи.

2. Слова-паразиты.

— Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее.

Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, спелая рожь.

Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

— Ребята, понравился вам текст?* Хорошо воспринимается?

— А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)

— Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение.

(Повторное чтение без слов-парзитовю)

3. Жаргонизмы

— Но все-таки среди молодежи больше распространено употребление жаргонизмов. Редко когда услышишь разговор без употребления жаргона. Это вошло в привычку, никто не обращает внимания на такие мелочи. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов.

— Поднимите руки, ребята, кто из вас любит читать книги?

— К сожалению, подростки и молодежь очень мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что они знают лучше всего, — тексты популярной музыки – представляет собой набор однотипных клеше.

— Слово «жаргон» – франц. означает особый язык, употребляемый в группах людей, объединенных одной профессией, занятиями, общими интересами, увлечениями.

Вытягивают карточки с жаргонизмами и ситуацией. Составить диалог на тему, используя жаргонизмы.

— Ребята, а вы употребляете в своей речи такие слова? Можно ли без них обойтись?

— А для чего же тогда молодежь употребляет в своей речи жаргонизмы?

— Правильно, чтобы выделиться, обособиться. Сделать речь понятной только лишь кругу сверстников. Вторая причина – желание противостоять общепринятому, норме. А третья – действие законы экономии, который выражается в том, что носители языка предпочитают короткие формы. Несмотря на то, что молодежный сленг очень популярен и распространен, он все же не способствует повышению уровня культуры речи, а, наоборот, расшатывает литературную норму.

— Мы в своей школе проводили исследование молодежного сленга. Самые распространенные слова употребляемые молодежью.

-Как вы думаете, какие?

— А знаете откуда пришло и как произошло, например, слово «ЛОХ»?

— В «Толково-словообразовательном словаре» Т.Ефремовой, где рядом стоит помета «разговорное, сниженное», читаем «наивный, доверчивый человек». Известно, что лохи существовали в России с незапамятных времен. О есть и другое щзначение слова «лох» — «семга, лосось, облоховившийся по выметке икры: лосось для этого подымается с моря по речкам, а выметав иекру, идет еще выше и становится в омуты, чтобы переболеть; мясо белеет. Блеск из черни проходит в серебристость, подо ротом вырастает хрящевый крюк, вся рыба теряет весу иногда наполовину и называется лохом». В общем, как больного лосося можно брать голыми руками, так и разиню- простака легко провести.

Читать еще:  Как правильно делать омбре на волосах

Но есть еще одно значение слова: дикая маслина, куситарник или деревце с узкими серебристыми листьями съедобными ягодами. Тоже есть связь с нашим «лохом»: лоха «кинуть» — все равно, что эту ягодку проглотить, а косточку выплюнуть.

ИГРА НА СКОРОСТЬ «С РУССКОГО НА РУССКИЙ!»

— Я вам даю карточки со словами, вы должны сделать слово понятным.

— Нельзя требовать от всех да и невозможно добиться, чтобы все говорили на литературном языке, ведь сленг не может исчезнуть из нашей речи в одночасье. Тем более, что устная речь подразумевает не слишком жесткое следование правилам русского языка, в отличие от письменной. Нужно контролировать свою речь, слушать себя во время разговора, говорить неторопясь.

Задание 3: Сделать рекламу русского языка, необходимости соблюдать нормы и следовать им.

— Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. И я вам эти правил даю. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться извиниться,

Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуясь, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.

— Спасибо вам, ребята, за разговор. Я надеюсь, что сказанное сегодня не пройдет даром. И помните слова И.Тургенева «Наш язык, наш прекрасный русский язык…».

КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.
классный час по теме

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Предварительный просмотр:

по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво».

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

Сценарий зачитывает учитель.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?

Доктор: В пятом «ым»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?

Какой рецепт дал доктор?

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:

АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.

Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.

Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.

Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.

Обсудим ситуацию. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.

Учитель Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем) : Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…

Учитель : Что же ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

Учитель : Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?

Учитель : Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»

Спасибо, здравствуйте, простите

Произносить он не привык.

Простого слова извините

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Учитель : Вы не встречали таких ребят?

Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).

Учитель : Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».

«Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector