Содержание

Как правильно составить рабочую программу по предмету

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Настоящие рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разработаны в соответствии с:

  1. приказом “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г.);
  2. письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  5. Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
  • примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
  • авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация; авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

  • рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.

Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:

  • требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательный минимум содержания учебных программ;
  • максимальный объем учебного материала для учащихся;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательные интересы учащихся;
  • цели и задачи образовательной программы школы;
  • необходимый комплект учебно-методического обеспечения.

Рабочие программы по отдельным предметам для ФКГОС

Рабочие программы разрабатываются на основе:

Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 6, 2011 года

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

Структура рабочей программы:

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

Титульный лист рабочей программы содержит:

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки указываются:

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
Читать еще:  Правильно вкусно приготовить креветки

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся»представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

программ в соответствии с ФГОС

и утвержденными изменениями».

15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно — измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения

(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

II. Содержание учебного предмета (курса)

Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта

ФГОС НОО и ФГОС ООО

Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование

(в авторских рабочих программах по учебным предметам)

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно — тематическое планирование

Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:

  • Авторская программа по предмету (курсу).
  • Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
  • Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.

При отсутствии авторской РП педагог самостоятельно её разрабатывает в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к структуре рабочей программы.

Рабочая программа — инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа — инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.

Методические рекомендации «Как подготовить качественную рабочую программу»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Объясните учителям, как подготовить качественную рабочую программу

В статье – план контроля качества рабочих программ на 2018/19 учебный год и рекомендации, которые помогут учителям проверить качество своих рабочих программ до сентября.

Читать еще:  Правильно подобрать размер нижнего белья

Предлагаем вам применять план контроля, когда в вашей школе учителя будут составлять или вносить изменения в рабочие программы. Еще воспользуйтесь рекомендациями в статье, чтобы помочь педагогам подготовить качественные рабочие программы.

Как подготовить план контроля качества рабочих программ

План контроля качества рабочих программ не является отдельным документом в школе. Включите его в годовой план внутришкольного контроля.

Последний срок, в который педагоги могут внести правки или составить рабочие программы, – это август. Учитывайте этот срок в плане. Чтобы составить план, важно учитывать значение понятия «качество рабочей программы».

Во-первых, рабочая программа будет некачественной, если она не соответствует ФГОС. Поэтому включите пункты по контролю соответствия рабочей программы ФГОС. Это могут быть пункты по контролю качества урока или внеурочного занятия.

Проверьте объем домашнего задания. Пункт важен, чтобы учитель не перегружал учеников, но в то же время помог достичь образовательных результатов по ФГОС.

Во-вторых, качество предполагает, что рабочую программу учитель реализует полностью. Проверьте, сколько занятий проводят педагоги по четвертям или триместрам.

Запланируйте входные и выходные диагностики. Проконтролируйте, как педагоги проводят промежуточную аттестацию. Результаты аттестации помогут всем учителям понять, как школьники освоили программу.

В-третьих, качество рабочей программы связано с порядком, в соответствии с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы. Педагоги должны понимать, как составить программу и утвердить ее. Поэтому проверьте, есть ли в вашей школе Положение о рабочей программе, и ознакомьте с ним учителей под подпись.

План контроля качества рабочих программ на новый 2018/19 учебный год – Приложение 1.

Что включить в пояснительную записку к рабочей программе

Пояснительная записка – необязательный элемент программы, потому что ФГОС не требует ее составлять. Но вы обязаны разместить аннотации программ на сайте вашей школы (п. 3.4 Требований к структуре официального сайта образовательной организации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785). Сошлитесь на требования Рособрнадзора, чтобы учителя подготовили пояснительные записки, а вы – аннотации к рабочим программам на их основе.

Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом небольшой по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов. В примере 1 вы прочитаете фрагмент пояснительной записки.

Напомните педагогу, что рабочую программу он пишет на уровень образования. Поэтому в примере 1 есть задачи для уровня образования, а не для конкретного класса. Учитель в рабочей программе сначала формулирует задачи на уровень образования, а потом конкретизирует для каждого класса.

ПРИМЕР 1. «Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Русский язык” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как к государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;

Педагог обязательно указывает общее количество часов, чтобы реализовать программу, и расписывает количество часов по годам обучения в каждом классе. Вариант формулировки – в примере 2:

ПРИМЕР 2. «Программа предмета “Русский язык” рассчитана на пять лет. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 714 часов со следующим распределением часов по классам: 5-й класс – 170 часов; 6-й класс – 170 часов и т.д.».

Еще в пояснительной записке учитель может перечислить образовательные технологии, которые использует в обучении, методы и формы контроля образовательных достижений учеников. Педагог указывает учебники по годам обучения с выходными данными, пособия для учителя и обучающихся, электронные образовательные ресурсы.

Когда программа соответствует требованиями ФГОС

Рабочие программы учебных предметов включают: планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса и тематическое планирование с указанием количества часов на тематический блок, темы. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

ООП включают оценочные материалы (п. 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности… утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015). Но в требованиях ФГОС оценочные материалы не упоминаются в структуре рабочих программ. Чтобы учитель подготовил оценочные материалы, сошлитесь на пункт 9 Федерального закона от 29.12.2010 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на пункт 10 приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015 и Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05–375.

Как составить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»

Укажите для каждого класса и каждого результата оценочный инструментарий: тест, контрольная работа, диктант и др. Оценочные материалы оформите приложением к рабочей программе.

Раздел рабочей программы «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» содержит перечень результатов учеников после освоения рабочей программы. Дополнительно учитель прописывает подходы к оценке достижений результатов школьников.

Планируемые результаты по учебным предметам учитель объединяет из целевого раздела примерной ООП, программы по предмету, которую предлагают авторы учебника в федеральном перечне, и из ООП школы. Педагог формулирует два блока результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

В образцах оформления 1 и 2 вы посмотрите, как можно составить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» на примере русского языка. В образце 1 учитель расписывает по годам обучения и классам каждую группу результатов.

В образце 2 педагог объединяет личностные и метапредметные результаты в одну таблицу и уже в таблице расписывает по годам обучения и классам каждую группу результатов. Учителя сами выбирают, как им оформить пояснительную записку.

Образец 1. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» — Приложение 2.

Образец 2. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» — Приложение 3.

Образец 3. Как оформить календарно-тематическое планирование
(на примере 5-го класса в рабочей программе по русскому языку)
– Приложение 4.

Как подготовить раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля (дисциплины)»

Сравните количество часов в рабочих программах с количеством часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года.

Содержание учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) обязательной части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.

Раздел можно начать с характеристики содержания: какие темы изучают на соответствующем уровне общего образования или по годам обучения (классам), как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности, специфика образовательной организации.

Отобранное содержание в данном разделе учитель оформляет в тематические блоки, темы и т. п. Проверьте, чтобы содержание, которое вынесено в каждый блок, соответствовало требованиям ФГОС обязательных предметных областей. Если учебный предмет определяется образовательной организацией, то содержание педагог формирует самостоятельно с учетом возраста обучающихся.

В рабочей программе представьте содержание образования (содержание тем учебного предмета, курса) по годам обучения и классам. Укажите необходимое количество часов для изучения. Это позволит конкретнее формулировать планируемые результаты освоения рабочей программы, определять контрольные элементы содержания и, соответственно, выбирать оценочные материалы.

Какие программы общего образования реализует школа

По требованиям ФГОС школа реализует следующие рабочие программы:

по учебным предметам, курсам, модулям (дисциплинам) обязательной части учебного плана, например, «Русский язык», «Литература» и др.;

по учебным предметам, курсам, модулям или дисциплинам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, (например, «Риторика», «Речь и культура общения», «Деловой английский язык», «Олимпиадная математика» и др.);

по внеурочной деятельности, например, «Я – исследователь», «Я – патриот», «Путешествие по стране “Мудрость”» и др.

Что проверить в планировании

Проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок для уровня общего образования.

Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения. Вариант оформления – в примере 3:

ПРИМЕР 3. Тематическое планирование по учебному предмету «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» составлено на два года обучения для 10-11-го классов:

Тематическое планирование не конкретизирует, как учитель на каждом уроке проходит программу в классе. Потому педагоги на каждый год разрабатывают или корректируют календарно-тематическое планирование. Образец оформления календарно-тематического планирования по русскому языку для 5-го класса вы можете посмотреть в образце 3 – Приложение 4.

Читать еще:  Как правильно установить антенну на автомобиль

Как утвердить рабочие программы

Все рабочие программы утвердите в составе ООП на уровень общего образования в приказе «Об утверждении основной образовательной программы (указать уровень) общего образования СОШ № (указать название ОО)», когда ввели ФГОС или приняли ООП в новой редакции.

В последующем, ежегодно утверждайте календарно-тематическое планирование рабочей программы учебного предмета в приказе «О внесении изменений и/или дополнений в основную образовательную программу (указать уровень) общего образования СОШ № (указать название ОО)». В этом же приказе утвердите и другие изменения: учебный план ли учебные планы, если их несколько, календарный учебный график для ООП конкретного уровня общего образования, план внеурочной деятельности.

Рабочая программа

Содержание статьи

Что такое рабочая программа и для чего она нужна?

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя. В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности. Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы. Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе. Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании. Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка, содержащая аргументацию выбора наполнения программы.
  3. Общая характеристика учебного предмета.
  4. Место предмета в учебном плане. Здесь же указывается, сколько часов будет отведено на его изучение.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебным предметом. В этом разделе рассматривается прогнозируемое усвоение учащимися социального опыта, представленного навыками, полученными как в рамках изучения отдельного предмета, так и приобретёнными на базе нескольких или всех учебных дисциплин. Это опыт, направленный на решение практических задач, возникающих за пределами учебного заведения. Под личностными результатами овладения учебным предметом понимается внутренняя система ценностей учащегося, сформировавшаяся в процессе учебной деятельности.
  6. Содержание учебного предмета. Этот раздел можно считать основным. В нём отражается обязательный минимум разделов и тем, а также указывается, сколько часов, отводится на каждый раздел (тему).
  7. Тематическое планирование с перечислением основных видов учебной деятельности.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Здесь указывается методическая литература, оснащение класса, иллюстративно-наглядный материал, мультимедийные средства.
  9. Ожидаемые результаты освоения программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

  1. Выбираем основную программу учебного курса и учебник по ней.
  2. Просматриваем её цели, а также цели Примерной и основной образовательной программы учебного заведения. Сопоставляем все цели и задачи.
  3. Результаты овладения материалом в целом по классу сравниваем с теми, которые прописаны в Примерной программе.
  4. Сверяем содержания Примерной и выбранной программ, анализируем учебник на раскрытие соответствующих тем.
  5. Определяемся со списком разделов и вопросов, составляемой Рабочей программы.
  6. Выстраиваем материал в определённой последовательности, выделяем часы на каждую тему.
  7. Составляем список литературы, необходимых пособий.
  8. При необходимости составляем материалы для контроля освоения программы.
  9. Полностью выстраиваем структуру рабочей программы.

Как оформить рабочую программу?

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

  1. Полное название образовательного учреждения.
  2. Полное название курса
  3. Для какого класса предназначена программа и на какой учебный год.
  4. Информация о составителе (ФИО, квалификация, педагогический стаж, ФИО и должность эксперта).
  5. Грифы «Согласовано» и «Утверждено».
  6. Город и год создания документа.

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

  1. Список нормативных документов.
  2. Описание целей и задач учебного предмета.
  3. Указание количества часов на изучение дисциплины.
  4. Ключевые разделы, содержащиеся в материале учебного предмета.
  5. Способы и периодичность контроля.

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

  1. Основная литература. Это учебник по данной дисциплине, и другие пособия в количестве не более 4 экземпляров.
  2. Дополнительная литература: учебно-методические издания, конспекты лекций, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии.
  3. Интернет-ресурсы с указанием режима доступа.

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

  1. Рабочая программа рассматривается методическим объединением. Результаты заносятся в протокол. Программа проверяется на соответствие требованиям ФГОСа.
  2. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  3. Утверждается Рабочая программа подписью директора.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету. Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей. Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Рабочая программа составляется учителем самостоятельно — это является залогом её дальнейшей эффективной реализации. Ни один человек со стороны, даже очень грамотный и опытный педагог, не в состоянии составить этот документ так, чтобы он действительно был рабочим. Тем не менее, в Интернете можно найти предложения по запросу «купить Рабочую программу». А раз есть предложение, значит, есть и спрос. Педагоги пользуются этой услугой якобы для экономии времени и сил. Но на практике работать по такой программе непросто, и, как правило, её тоже приходится адаптировать под конкретные условия и конкретных детей.

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы. На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

На листе корректировки должна быть указана причина внесения изменений, дата, раздел (разделы) программы, где эти изменения будут отражены, а также способ ликвидации отставания. Описание корректировки должно быть заверено завучем школы. Обычно эта информация объединяется в таблицу с соответствующими колонками: «Дата», «Причина внесения изменений», «Раздел, тема», «Содержание изменений», «Подпись учителя», «Согласовано с заместителем директора по УВР».

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

«Школа России» или «Перспективная начальная школа»? Что выбрать?

Перспективная начальная школа или Школа России? Что лучше выбрать родителям будущих первоклассников? В чем отличительные особенности каждой из программ? Как опр.

Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам. В 2016 году программа «Гармония» была исключе.

Программа «Перспектива»

Содержание статьи Цель программы «Перспектива» Основные принципы Особенности программы Авторы программы Когда возникла программа «Перспектива» Плюсы и минусы пр.

Учебная программа «Школа России» для начальной школы

Программа «Школа России» на сегодняшний день является действующей и соответствует ФГОС. Комплект учебников для начальной школы был создан под чутким р.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector