Как правильно составить школьное расписание уроков

Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в приложение внесены изменения

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2015 г.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Как быстро составить расписание уроков в школе?

Вас неожиданно назначили заместителем директора по учебной части в самом конце августа? Придется закатывать рукава и не спать ночами: расписание занятий на первое полугодие – на вашей совести. Тут нужен математический склад ума и большое сердце истинного лидера, способного учесть сильные и слабые стороны своих подчиненных.

Формальные требования

Начинать нужно с изучения приказа о педагогической нагрузке и программ для каждого года обучения. Эти два документа позволят вам связать вместе фамилию учителя и урок в конкретном классе. Для учета номера кабинета нужно постоянно заглядывать в распоряжение администрации школы о распределении учебных аудиторий.

Возьмите чистый лист ватмана и начертите сетку. Пусть вас не смущают огромные пустые колонки. Поверьте, замечаний и примечаний будет столько, что они едва поместятся в отведенном пространстве. Первыми белый лист украсят фамилии приглашенных совместителей из ВУЗов или НИИ, которые могут уделить вашим детям только строго определенное время. Сверяйте данные с расписанием звонков в школе.

Затем следует брать в руки санитарные требования и, ориентируясь на рейтинг трудности предметов, начинать с самых сложных для усвоения. Необходимо строго придерживаться этого нормативного документа, так как любая комиссия будет начинать проверку школы по параметрам, легко поддающимся внешней оценке. Трудные предметы заполняют графы второго, третьего и четвертого уроков во вторник, среду и четверг. Затем приходит черед географии, истории и литературы. В заключение в пустые места просто вставьте музыку, рисование и экологию.

Негласные правила и просьбы

Страх перед мнением педагогического коллектива неотступно живет в сердце любого завуча. Не ждите гневных обличений на педсоветах или планерках: над вами просто будут смеяться, если вы поставите три «окна» подряд. Нельзя так не уважать коллег, чтобы заставлять их приходить к первому уроку, потом ждать четыре часа, чтобы провести еще одно занятие. Кроме того, обязательно будут просьбы: у кого-то маленькие дети, кто-то повышает квалификацию или хронически болеет. Придется учитывать еще десятки корректирующих пожеланий, не дав рухнуть выстроенной системе.

Вы готовы все это делать вручную или в двадцать первом веке стоит воспользоваться компьютерной программой? Мы как раз можем предложить подходящую. Она значительно ускорит процесс и не потребует высокого уровня владения компьютером.

Как правильно составить школьное расписание уроков

Кошмар! Представляю, как смеются пользователи программ для составления расписания в школе!

Читать еще:  Как правильно установить радиатор отопления в квартире

alsergast, у нас в старших классах профильная система. И это не система «физики-лирики», сочетаний предметов очень много. Учащийся может быть в одной из 3-6 групп по каждому предмету. Какая программа способна учесть такое количество разбиений? Ей нужно будет знать, кто из учеников в какой группе, чтобы не было накладок.

Расписание поэтому составляем вручную. Начинаем с уроков, которые идут во всей параллели одновременно — например, все группы по математике или все группы по обществознанию (база-профиль) у разных учителей. Потом почти невозможно будет передвинуть сразу несколько взаимосвязанных уроков. При нашей системе могут возникнуть «окна» у учеников, чего нужно избегать. Кабинетов мало, это тоже фактор.

  • Страница 1 из 1
  • 1

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

10 приложений для составления школьного расписания

Красивое и интуитивно понятное приложение для управления школьной жизнью. Можно внести расписание, домашние задания, экзамены и даже каникулы. Приложение может синхронизироваться со всеми вашими Android-устройствами, а во время занятий само перейдёт в беззвучный режим.

Скачивай себе на телефон, чтобы ничего не забывать и никуда не опаздывать.

Красивое и интуитивно понятное приложение для управления школьной жизнью. Можно внести расписание, домашние задания, экзамены и даже каникулы. Приложение может синхронизироваться со всеми вашими Android-устройствами, а во время занятий само перейдёт в беззвучный режим.

Школьный дневник

В этом электронном дневнике можно вести расписание, указывая имя и телефон преподавателя, а также место проведения урока. Чтобы точно ничего не забыть, в приложении есть виджеты на главный экран телефона. Также существует возможность вести заметки по предметам и проставлять по ним оценки. Но, пожалуй, самая приятная функция — вычёркивание выполненных домашних заданий.

LightSchool

Позволяет не только вести расписание и записывать домашки, но и отслеживать время до начала либо окончания урока. Особенность — наличие теоретических материалов. Если вдруг забыл, как находить синус угла, то можно посмотреть прямо в приложении.

Расписашка

Не очень красочное, но многофункциональное приложение. В нём можно составить расписание и экспортировать его в календарь на устройстве. Можно просматривать график занятий на неделю или сразу несколько и выводить виджет с напоминалками на главный экран. Во время урока приложение автоматически включает беззвучный режим, а к домашним заданиям можно устанавливать сроки выполнения.

Расписание — школьный планировщик

Суть приложения: один пользователь публикует расписание своей школы, чтобы его однокашники могли потом найти готовый график занятий. Удобно! Жаль, что сервисом пользуются пока немного людей. Зато есть виджет и сканер QR-кодов.

Позволяет создать красивое разноцветное расписание с указанием кабинетов, где будут проходить занятия. Удобно записывать задания: можно просто сфотографировать доску или надиктовать голосом. И ещё одна суперполезная функция: можно вносить оценки по предметам и рассчитывать средний балл. Приложение поддерживает русский язык, работает синхронизация с iCloud.

iStudiez pro

Позволяет составлять расписание с повторяющимися уроками. Каждому предмету можно присвоить свой цвет — так в дальнейшем будет проще ориентироваться в расписании. Можно вносить в календарь каникулы и выходные, а также сохранять полезную информацию о одноклассниках и преподавателях.

Class Timetable

Радужный планировщик для учащихся. Стандартный набор функций включает в себя расписание с напоминалками и перечень домашних заданий. Но есть и интересная особенность: приложение работает не только на iPhone и iPad, но на Apple Watch. Удобно, если помимо учёбы, есть ещё спортивные секции и надо успевать везде.

Читать еще:  Как правильно установить камин деревянном доме

Grade Hound

Календарь для школьников и студентов с возможностью маркировки предметов по цветам и проставлением оценок по предметам. Изюминка: временные графики, показывающие, сколько времени вы потратите на тот или иной предмет. Минус: не поддерживает русский язык.

Расписание занятий – Timetable

Ещё один помощник для учеников, которым не хватает организованности. Можно составлять график занятий с повторяющимися или чередующимися неделями, делиться им с друзьями и записывать домашние задания. Благодаря удобному виджету, даже не требуется разблокировать устройство для быстрой проверки расписания.

Расписание Фоксфорда

Поклассовое расписание занятий в Домашней школе и экстернате Фоксфорда находится на сайте externat.foxford.ru в разделе «Учебный процесс».

Выберите свой класс и нажмите «Подробнее». Вы увидите в какой день недели и какое время проходит тот или иной урок и сможете внести расписание в свой электронный планировщик.

Также в начале учебного года ученики получают расписания в виде удобных pdf-таблиц.

Все домашние задания хранятся в Личном кабинете ученика. Нужно лишь выбрать курс и номер занятия.

О новых и уже выполненных задачах напомнит дашборд. Из него можно в один клик перейти к выполнению задания.

Ну а если ученик забудет о каком-нибудь уроке или домашнем задании, ему об этом тут же напомнит куратор. Надёжнее любого приложения! 🙂

Расписание уроков. Кто и как его составляет?

Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.

Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.

Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.

Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?

Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?

  • В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
  • Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.

Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:

математика – 8 баллов

русский и иностранные языки – 7

Читать еще:  Как правильно ходить на руках видео

окружающий мир и информатика – по 6 баллов

рисование и музыка – по 3 балла

Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!

Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.

  • В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
  • В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.

Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

Буквой закона

Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:

  • уроки не раньше 8 утра,
  • 1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
  • три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
  • зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.

Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:

  • 1-ый класс — 21 час,
  • 2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
  • 5-ый класс – 32 либо 29 часов,
  • 6-ой класс – 33 либо 30 часов,
  • 7-ой класс – 35 либо 32 часа,
  • 8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
  • 10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.

Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:

  • более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
  • более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
  • более 6 уроков в день для 5-6 классов,
  • более 7 уроков в день для 7-11 классов.

Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.

Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.

К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.

Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?

Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.

Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.

Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы всегда быть в курсе школьных событий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector