Как правильно ставить знаки препинания в тексте

Как правильно расставлять запятые в тексте: основные правила

Здравствуйте, многоуважаемые веб-мастера! В первую очередь эту статью я адресую вам и себе, потому что вебмастерам приходится много времени проводить за работой с текстом, а как расставлять запятые в тексте многие забыли, по крайней мере я точно забыла.

Благо, что сегодня орудия сочинительства стали электронными, благодаря этому ошибки в тексте выделяются цветом. А что делать с запятыми? Есть ли в интернете онлайн-сервисы для проверки текстов на правильную расстановку знаков пунктуации? Попробую ответить на эти важные для вебмастера вопросы.

Пунктуация

Письменная речь требует особого оформления. Пунктуация как система знаков препинания и раздел грамматики — это важное средство для оформления письменной речи.

Именно пунктуация делает наш текст понятным по смыслу и связывает слова в одно предложение. Знаки препинания разделяют разные смысловые части текста (смысловые паузы, интонации) и в тексте они располагаются по определенным правилам.

Помните, что знаки препинания упрощают наше восприятие текста и простота восприятия текста нашими посетителями сайта зависит от нас, от блоггеров. А вы знаете сколько знаков пунктуации в русском языке?

Я отвечу на этот вопрос, а пока предлагаю перейти непосредственно к правилам.

Роли знаков пунктуации

Отделительная функция — для лучшего восприятия текста, одно предложение отделяется от другого.

Смысловая функция — для выражения нюансов смысла. Пример: пояснения, уточнения.

Выделительная функция — для выделения отдельных слов. Пример: междометия, обращения, вводные слова.

Разделительная функция — для разделения однородных членов предложения.

Я не просто так перечислила роли пунктуации. Если вы начинаете сомневаться в том, нужен ли тот или иной знак препинания, вспомните о том, какая роль ему отводится.

1. Сигнал законченности письменной речи

Что касается устной речи, то сигналом законченности служит интонация, а в письменной — вопросительный, восклицательный знаки и точка. Здесь я долго останавливаться не буду. О том, где поставить эти знаки, знают даже дети в детском саду.

2. Сигнал незаконченности

О том, что фраза или предложение не закончено, сигнализируют запятая и точка с запятой.

Пример: Сегодня мне перечислили партнерское вознаграждение СПА-партнерки: Admitad, A d1.ru.

В приведенном выше примере запятая выполняет разделительную функцию, выделительную роль она играет при обращении.

Пример: Здравствуйте, дорогие мои посетители!

Запятые ставятся в простом предложении:

  • с однородными членами предложения, не связанными союзами и связанными противительными союзами а , но , да (в значении но), однако , зато
  • перед второй частью двойных союзов, между парными однородными членами, связанными союзами и, или и т.д.

В рамках этой статьи трудно передать все правила, гораздо проще пользоваться схемами.

Схема 1: о, о, о, о, о (здесь и далее: о – однородный член)

Схема 2: о, о, о, но о

Схема 3: и о, и о, и о, и о, и о

Схема 4: не только о, но и о, о, о, о

Схема 5: о и о, о и о

Схема 6: о, о и о

2. Запятые ставятся с обособлениями. Например: Уставшая, мама быстро уснула.

В предложениях, где причастие или прилагательное выступают в роли сказуемого, запятая не ставится. Например: Мама ушла уставшая.

Прилагательные и причастия, входящие в состав сказуемого не обособляются запятыми. Например: Мама была расстроенная.

Если союз «как» выражает значение качества, приложения не обособляются. Например: Лариса как моя коллега может приходить ко мне без дополнительного приглашения.

3. С вводными конструкциями.

Мы выделяем в устной речи вводные слова интонацией, а в письменной запятыми. Как распознать вводные слова? Если при удалении вводного слова или словосочетания смысл предложения не меняется, значит это слово вводное. Например: К сожалению, вы правы.

Союзы «а», «и» с вводными словами запятой не разделяются. Например: Напиши мне сегодня анонс новости, а впрочем, можно и завтра.

Вводные слова и союзы разделяются запятой в том случае, если в сложных предложениях вводное слово стоит после союза. Пример: Татьяна заходила ко мне, но, к сожалению, меня не было дома.

В составе обособленной конструкции вводные слова выделяются запятыми. Пример: Он перестал отвечать, наверное, чтобы прекратить диалог.

Запятая не ставится, если вводное слово несет уточняющий оборот. Например: В доме напротив, точнее на пятом этаже, живет его девушка.

Как выделять запятыми слово однако

  1. Однако — вводное слово. Выделяется запятыми в конце и в середине предложения. Пример: Мне пора ложиться спать, однако.
  2. Однако — союз. Запятая не ставится. Пример: Мы ждали поезд, однако он не пришел.
  3. Однако — междометие. Запятая ставится. Пример: Однако, холодно!

Со вставными конструкциями

Такие конструкции носят уточняющий характер и произносятся более низким голосом. Пример: Приезд прораба — это был точно он — для всех был неожиданностью.

С обращениями

Это, пожалуй, самая легкая глава, потому что обращения всегда выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Пример: Дорогой Василий Иванович, вы как всегда забыли про свой день рождения. Василий Иванович, дорогой, сколько вам исполнилось лет? Сашенька, сынок, как твои дела.

В сложных предложениях

В сложносочиненном предложении

В сложносочиненных предложениях ставятся: запятые, тире, точка с запятой.

Пример: То Мария мечтала о педагогическом, то ее трясло от одной мысли судьбы педагога. Лишь на одно мгновение зависла пауза — и вдруг раздался сильный гром. Жена мечтает о своей карьере, а муж о своей; и каждый мечтает свести другого с пути.

В сложно-подчиненном предложении

В сложно — подчиненных предложениях ставятся: запятые, тире, точка с запятой, запятая и тире.

Пример: Когда послышался стук в дверь, девочки замолчали. Если я бы не ставила перед собой цель; если бы я не училась так усердно; если бы я не выбирала средств, идя к цели; то я бы ничего не добилась. Когда дарят цветы — праздник в душе. Когда на улице холод и ветер, когда идет холодный дождь — остаться дома — большое счастье.

В бессоюзном сложном предложении

Пример: Работы не было, все разошлись по домам. Работы не было — все разошлись по домам. Работы не было: все разошлись по домам. Мама уснула — Петя помог взрослым. У нее было сногсшибательное платье — такие можно увидеть только в глянцевых журналах.

10 знаков препинания:

. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… — многоточие
, — запятая
; — точка с запятой
— — тире
: — двоеточие
«» — кавычки
( ) – скобки

Для себя я сделала небольшую шпаргалку, буду рада, если она поможет и вам. На самом деле правил пунктуации очень много и я рассказала далеко не обо всех. В помощь вебмастеру рекомендую сервис : Грамота.ру.

Чтобы не забыть! Так же или также? Как правильно?

Пример: Так же как я, она не любит молоко. (после «так же» можно поставить словосочетание «как и»)

Пример: Диктор нервничал, за кулисами также чувствовалось волнение. (союз «также» можно заменить союзом «и»)

Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите грамотно.

Обещаю, я тоже буду стараться.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

неизвестно

Рубрики

  • Вязание (19400)
  • Женские модели (5982)
  • Жакард (1937)
  • понравилось (1216)
  • Ирландия (1166)
  • Крючок (873)
  • сборка, выкройки (787)
  • Спицы (766)
  • Кайма (612)
  • уроки вязания (533)
  • Салфетки (428)
  • Шляпки, сумочки (404)
  • Носки варежки (378)
  • Украшаем интерьер (329)
  • журналы (288)
  • Детские модельки (288)
  • игрушки (179)
  • Вязание + ткань (171)
  • украшения (148)
  • виды петель (148)
  • Филейка (145)
  • техники вязальные (140)
  • жилетки (95)
  • Мужские модельки (72)
  • фриформ (65)
  • полезные совкты (51)
  • Программы (40)
  • машинное вязание (40)
  • японские ажуры (30)
  • Мех (23)
  • Ванеса Монторо (8)
  • красивые узоры (4)
  • кулинария (12441)
  • Мясные блюда (2308)
  • салаты (994)
  • Овощные блюда (975)
  • Праздничные блюда (740)
  • Все из рыбки (557)
  • Десерты (530)
  • мультиварка вкусные блюда (385)
  • фуршетные блюда (373)
  • Баклажаны (355)
  • фаст- фуд (307)
  • Фирменные блюда (235)
  • полезные советы (215)
  • Соусы (199)
  • сырная тарелка (196)
  • Супы (191)
  • Закуски (180)
  • Конфеты (106)
  • Голубцы.каши (92)
  • новый год (78)
  • КОЛБАСКА (68)
  • лазанья (67)
  • лаваш (58)
  • Пикник (37)
  • голубцы (37)
  • напитки (37)
  • Новогоднее меню (35)
  • меню школьника (34)
  • Сало (29)
  • Заливное (14)
  • тыква (10)
  • Слоенное тесто (10)
  • Еврейская кухня (10)
  • на скорую руку (9)
  • журналы (7)
  • итальянская кухня (7)
  • кулинарные журналы (4)
  • макарошки итальянские (2)
  • одесские рецепты (1)
  • соленья (1)
  • фаст- фуд (1)
  • тесто (6720)
  • Пироги (1475)
  • Пирожки беляши (880)
  • Печенье (827)
  • Сладкая выпечка (822)
  • Не сладкая выпечка (424)
  • Все виды теста (369)
  • разделка теста (234)
  • Блинчики (185)
  • Пельмени, манты (176)
  • Пасхальная выпечка (160)
  • Рулеты (97)
  • запеканки (95)
  • Слоёное тесто (60)
  • хворост.пончики (58)
  • выпечка со сметаной (29)
  • Хлебушек (29)
  • тыква (9)
  • полезные советы (9)
  • Начинка для пирожков (7)
  • яблоки (1)
  • Тарталетки (1)
  • Шали,шарфы (1790)
  • Торты (1674)
  • Пирожные (269)
  • крем (25)
  • Без выпечки (19)
  • Коржи (8)
  • Шитье (1392)
  • игрушки (52)
  • Бохо (25)
  • Разное (1378)
  • консервация (1341)
  • варенье без сахара (1)
  • Здоровье (920)
  • диетич питание (99)
  • нужные (9)
  • Помощь новичкам (739)
  • Красота (652)
  • Вышивка (637)
  • Бисер (436)
  • Цветы, дача (364)
  • Украшение блюд (267)
  • Изотерика (266)
  • Дети (232)
  • книги,фильмы (193)
  • Интерьер (174)
  • Новогодний (12)
  • Поделки разные (153)
  • ремонт (83)
  • Мода (64)
  • Святое (54)
  • Гадание (53)
  • Стирка (49)
  • Путешествия (39)
  • Ссылки (36)
  • Дизайн (30)
  • новогодний (4)
  • уборка (27)
  • песни (26)
  • Подарки (26)
  • Журналы, книги (18)
  • Игры (17)
  • Календари (8)
  • Рисование (4)
  • (1)
Читать еще:  Правильно приготовить мясо сковороде

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Простые правила. Расставляем знаки препинания правильно

Простые правила. Расставляем знаки препинания правильно

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример — фраза «Казнить нельзя помиловать», которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания — залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед «что» всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово «всегда» лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом «что» запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово «всегда» лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта — 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз «что», а союз «и»? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед «как»? Запятая перед союзом «как» ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный — справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация». И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы — дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше — как и для освоения любой другой профессии.

Читать еще:  Правильно подобрать горшок ребенка

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь — ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя — в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Как научиться ставить знаки препинания: авторская методика для учеников, репетиторов и родителей

Как научиться ставить знаки препинания: авторская методика для учеников, репетиторов и родителей

Обычно, когда говорят, что человек пишет неграмотно, с ошибками, имеют в виду прежде всего ошибки в написании слов (орфографические). Об ошибках «на запятые» думают почему-то меньше, а зря. Когда я работала преподавателем в педагогическом университете, мне приходилось принимать вступительные экзамены на факультет русского языка и литературы, в том числе и проверять сочинения. Так вот в этих сочинениях будущих филологов ошибки в постановке знаков препинания (пунктуационные) значительно превышали по количеству все остальные.

Причин тому много, остановлюсь пока на одной.

В школьной программе темы по синтаксису и пунктуации изучаются в начальной и основной школе, причём с большим перерывом. Ученики 5–7 классов по сути в течение трёх лет пользуются теми умениями по синтаксису и пунктуации, которые приобрели в начальной школе. А как быть, если тема была пропущена или недостаточно хорошо усвоена? Что делать, если умения грамотной постановки знаков препинания не развивались в нужном объёме? Ответы на эти вопросы даёт предлагаемая авторская методика развития пунктуационной грамотности.

Методика рассчитана на учащихся 3–4 классов, которые изучают данные темы; на учеников 5–7 классов, которым нужно совершенствовать свои пунктуационные умения; эту технологию могут освоить родители, которые хотят помочь своим детям; с опорой на неё учителя начальной и основной школы могут организовать в классе самостоятельную или групповую работу учащихся. Универсальность методики в том, что её можно применять, занимаясь совершенно самостоятельно в классе или дома, с учителем в классе (индивидуально, фронтально, в парах, в группах), дома с родителями.

Данная методика развивает умения осознанно находить в предложениях точки применения пунктуационных правил, правильно выбирать знаки препинания и объяснять свой выбор, видеть и исправлять ошибки. Кроме того, она позволяет осознать важность знаний и умений по синтаксису (то есть знаний о предложении и умений его анализировать) для освоения пунктуации, учит заниматься самостоятельно, грамотно организовывать свою учебную деятельность: последовательно осваивать тему по шагам, планировать свою деятельность и действовать по плану, проверять себя, оценивать результаты работы; развивает умение читать тексты пунктуационных правил изучающим чтением, запоминать и применять правила.

Технологически методика представляет собой развёрнутый алгоритм: десять шагов, которые нужно последовательно пройти, осваивая каждую тему. Эти 10 шагов по сути те же, что и при обучении орфографии, методика в этом смысле универсальна, но учитывает специфику орфографии и пунктуации.

Шаг 1. Входная диагностика. Ученику предлагаются задания, для выполнения которых нужны умения, базовые для данной темы. С помощью самопроверки и анализа результатов ученик осознаёт, насколько он готов к освоению темы, если она для него новая, и свои достижения и пробелы в знаниях и умениях, если он эту тему уже изучал.

Шаг 2. Ученик читает, анализирует и запоминает или повторяет основные понятия, которые нужны для изучения темы.

Шаг 3. Ученик читает текст пунктуационного правила изучающим чтением. При этом он последовательно осваивает приёмы данного вида чтения (в том числе учится самостоятельно задавать вопросы к смысловым частям текста, как и при чтении правил по орфографии). В ходе такой работы происходит не только глубокое осмысление текстовой информации, но и запоминание правила. Последовательно записав вопросы, ученик получает план текста – опору для воспроизведения и запоминания правила. Получается, что, занимаясь правописанием, ребёнок попутно учится составлять план и осознаёт значимость этого умения. Таким образом одновременно и приобретаются знания и умения (способы действий), и формируются важнейшие познавательные учебные действия.

Шаг 4. Ученик знакомится с перечнем необходимых умений по теме. Этот шаг очень важен, потому что позволяет ребёнку осознать, что и зачем ему предстоит делать, и принять эти действия, согласиться с ними. В ряду этих умений всегда будут пунктуационные: умение видеть в предложениях cмысловые отрезки и места постановки знаков (точки применения правила), выбирать знаки препинания и графически объяснять свой выбор, находить и исправлять пунктуационные ошибки. Но в начале перечня, как и при обучении орфографии, будут те умения из области синтаксиса, которые являются базовыми для освоения данного правила. Например, умение находить подлежащее и сказуемое, задавать вопросы к членам предложения и пр. Ребёнок самостоятельно или вместе со взрослым должен осознать, какими умениями он уже владеет, а какие развиты недостаточно, для этого он повторно обращается к результатам входной диагностики, анализирует результаты выполнения заданий 2-го и 3-го шагов. Так определяется объём работы на каждом из последующих этапов.

Шаги 5–9. Последовательно развиваем каждое умение в отдельности с помощью специальной системы упражнений с самопроверкой: сначала базовые синтаксические умения, затем – пунктуационные (для каждой пунктограммы – свой алгоритм выбора знака). Для развития каждого умения предлагается система упражнений сначала на материале предложений и схем предложений, затем текста. Количество необходимых упражнений для каждого ребёнка и объём работы на каждом этапе будут разными.

Шаг 10. Итоговая диагностика и самопроверка.

Эта авторская технология легла в основу сборников универсальных учебных материалов «Учимся писать без ошибок. Орфография. 3–4 классы» и «Учимся писать без ошибок. Пунктуация. 3–4 классы» (автор Е.В. Бунеева, издательство «Баласс», 2016–2017) Сборник по пунктуации состоит из двух разделов (модулей).

Модуль 1. Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Модуль 2. Учимся ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Модули можно изучать последовательно или выбирать только тот, который нужен конкретному ученику. Самопроверка проводится с помощью ответов и текстов правильно выполненных упражнений, которые даны в конце учебного пособия.

Технология позволяет каждому ученику работать индивидуально, осознавать логику и последовательность работы, в своём темпе осваивать базовые умения, возвращаться при необходимости к уже пройденным шагам, контролировать развитие каждого умения, выбирать необходимый объём работы, проверять себя на каждом этапе.

Как правильно ставить знаки препинания в тексте

Проверка орфографии онлайн, проверка пунктуации от Text.ru находит все ошибки

Сервис проверки орфографии и пунктуации онлайн — это уникальный бесплатный сервис поиска ошибок и опечаток.

Эффективный алгоритм Text.ru находит множество ошибок, среди которых:

  • непарные скобки и апострофы;
  • две запятые или точки подряд;
  • выделение запятыми вводных слов;
  • ошибки в согласовании;
  • грамматические и логические ошибки;
  • опечатки;
  • лишние пробелы;
  • повтор слов;
  • строчная буква в начале предложения;
  • правописание через дефис;
  • и многое другое.

На нашем сервисе вы сможете не только узнать уникальность текста, но и проверить его орфографию и пунктуацию. При проверке текста можно так же легко избавиться и от опечаток, которые не всегда заметны при быстром наборе. При использовании данного сервиса вы будете уверены в качестве текста.

Проверка текста на ошибки онлайн, исправление ошибок в тексте от Text.ru

Исправление ошибок в тексте онлайн, проверка орфографии и пунктуации позволят проверить грамотность текста.

Проверка ошибок онлайн поможет найти ошибки и опечатки в тексте. Проверка текста на ошибки пригодится при анализе любого текста, если вы хотите проверить его качество и найти имеющиеся ошибки. Если же у вас возникают трудности в первую очередь с пунктуацией, а не с орфографией, оцените возможность проверки запятых. Сервис укажет на проблемные места, где были найдены лишние или отсутствующие знаки препинания, например, несколько запятых подряд или непарные скобки.

Одной из ключевых особенностей бесплатной проверки на ошибки на Text.ru является возможность исправить их прямо в тексте. Алгоритм проверки прост.

  • Вставьте нужный текст в окно проверки орфографии и пунктуации.
  • Нажмите на кнопку «Проверить на ошибки».
  • Обратите внимание на подсвеченные контрастным цветом места и количество найденных ошибок под полем проверки.
  • Нажмите на выделенное слово и выберите верный вариант написания из открывшегося списка.
Читать еще:  Как правильно сделать сток воды с крыши

Если вы цените свое время, рекомендуем проверить орфографию и пунктуацию онлайн на Text.ru и оценить преимущества самостоятельно.

Проверка правописания текста доступна через API. Подробнее в API-проверке.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание!»

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили:«Очень уж понравилсянамэтот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили, чтоимочень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре.Очень ужпонравилсяимэтот спектакль!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector