Содержание

Правильно подобрать мотор лодке

Как выбрать лодочный мотор: советы эксперта

Многие рыбаки или просто любители лодок часто задумываются о приобретении лодочного мотора для передвижения по воде без помощи вёсел. Такое желание появляется после очередного преодоления нескольких километров водной глади вручную. Как правило, мотор нужен уже на существующую лодку, или же она будет покупаться уже с мотором. Так или иначе, нужно знать, как выбрать лодочный мотор.

Чтобы правильно подобрать двигатель, необходимо разобраться во всех характеристиках, которыми он обладает. Грамотная компоновка основных узлов и других деталей позволяет подобрать идеальный вариант для небольших путешествий по рекам и озёрам, а также любительской рыбной ловли.

Основные параметры для выбора двигателя

Перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно знать все характеристики, которыми он должен обладать. Прежде всего, это:

  • Мощность в лошадиных силах, которая характеризует, какой величины лодку или катер он способен передвигать и с какой скоростью.
  • Размеры самого двигателя. Они важны, так как лодки бывают самых разных размеров.
  • Длина дейдвуда, который должен подходить по размерам к лодке.
  • Тип двигателя, который может быть двухтактным или четырехтактным.
  • Способ управления двигателем.
  • Принцип двигателя может быть электрическим или бензиновым.

Все эти параметры необходимо учитывать при выборе. Также имеет значение то, какой фирмы выбрать лодочный мотор, так как на рынке много брендов, которые предлагают сомнительное качество за небольшие деньги.

Лошадиные силы в двигателе

Чтобы знать, какой мощности выбрать лодочный мотор, нужно примерно определить размер лодки и сколько человек в ней будет находиться. Для одного человека будет достаточно 6 л.с. Это же справедливо для недалёких заплывов, которые обычно делают рыбаки при выходе на речку или озеро.

Чтобы иметь возможность взять пассажиров и немного груза на борт, необходима средняя мощность как минимум в 10 л. с. Такая тяга позволит быстро набирать скорость и брать с собой несколько килограмм полезного багажа.

Если катер или лодка железная, то необходим двигатель с мощностью не менее 25 л. с., это позволит развивать хорошую скорость на таких устройствах и брать несколько пассажиров одновременно.

Исходя из мощностных характеристик, можно примерно понять, как правильно выбрать лодочный мотор. Если же ошибиться и на маленькую лодку установить мотор большой мощности, то может повыситься угроза опрокидывания во время совершения манёвра на лодке. Весовые показатели лодки должны сочетаться с количеством лошадиных сил в моторе.

Размеры двигателя

Внешние габариты двигателя напрямую связаны с его мощностью и другими характеристиками. Например, может быть установлен бак для горючего на 3 литра, который и занимает большое количество места. Для небольшой лодки этот параметр является одним из важных, так как при больших размерах и весовых показателях она будет чрезмерно наклонена в заднюю часть. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно сопоставить его размеры с будущим местом установки.

Глубина погружения винта

Длина дейдвудного устройства или колена — это расстояние от двигателя до винта. Для каждой лодки оно может быть разным. Все зависит от того, какие её размеры и глубина погружения. Если выбрать короткий дейдвуд на большую лодку, то винт может не полностью погружаться в воду, таким образом, будет теряться большое количество мощности. В случае больших размеров колена получится большое сопротивление воды и проблема с управлением, а также потеря мощности.

Поэтому очень важно знать, перед тем как выбирать лодочные моторы, какой выбрать дейдвудный механизм, чтобы он подходил для конкретной лодки и не создавал проблем с движением.

Тип бензинового двигателя

Важным параметром при выборе мотора является принцип его работы. Это может быть двухтактный тип или четырехтактный. И тот и другой вид имеет свои достоинства и недостатки. Ценовая политика по этим двум видам практически сравнялась, вопрос стоит лишь в характеристиках этих двигателей.

Двухтактный двигатель является более производительным, удельный вес его немного меньше чем у четырехтактного типа. Также конструкция его намного проще, и высокая ремонтопригодность. Если случится поломка во время движения, то при наличии запчастей можно выполнить восстановительные работы прямо на месте. В случае четырехтактного варианта ремонт будет проблематичный за счёт сложной конструкции. Поэтому, если эти характеристики являются определяющими, то следует отдать предпочтение двухтактному мотору.

Четырехтактный мотор

Довольно часто выбирают для лодок и двигатели четырехтактного типа. Они характеризуются более равномерной и стабильной работой. Также они используют меньше масла в своей работе, так как имеют собственную замкнутую систему смазки. Расход топлива тоже несколько меньше. Работа этих двигателей значительно тише по сравнению с двухтактным типом. Однако по весовым характеристикам такой мотор намного тяжелее за счёт усложнения конструкции.

Если по ресурсу сравнивать лодочные моторы, какой выбрать из них, не составит проблемы. Безусловным лидером является четырехтактный тип. За счёт более развитой системы смазки уравновешенности цикла этот тип проработает намного дольше.

Система управления двигателем

При установке любого мотора на лодку имеет большое значение система управления. Она может быть румпельная, то есть управление непосредственно ручкой поворота самого двигателя. Также есть варианты удалённого управления за счёт передаточного механизма. Каждый из них имеет определённые особенности, которые позволяют управлять лодкой в разных ситуациях.

Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части. В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления. Стоит заметить, что румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.

Электрические моторы

Одним из популярных решений для движения лодки является электрический мотор. Такое решение более популярно в Европе, но и у нас все чаще прибегают к такому варианту.

Основное преимущество перед бензиновыми типами — это бесшумность работы и высокая экологичность.

Также на двигатели установлена небольшая цена, которая несравнима с моторами внутреннего сгорания.

Но помимо двигателя, нужно ещё приобретать качественный аккумулятор и зарядное устройство.

В сумме получается вариант ненамного дешевле, чем бензиновый двигатель. В обычной эксплуатации очень просты лодочные моторы электрические.

Как выбрать для такого мотора зарядное устройство, обычно пишется в инструкции. Главным параметром для него является величина тока, который оно может обеспечить.

Также есть и минусы в таком типе двигателей. При зарядке аккумулятора нет возможности точно знать, насколько его хватит при постоянном передвижении. Также его постоянно придётся заряжать по несколько часов перед выходом. Такие процедуры могут внести существенные неудобства в спланированные поездки на лодке с электродвигателем.

Фирмы, которые изготовляют двигатели

Фактическим лидером по изготовлению двигателей являются американские и европейские компании. Прежде всего, это Yamaha, Mercury, Tohatsu и другие бренды. Эксперты по подбору двигателей советуют обратить внимание именно на эти компании, так как они зарекомендовали себя уже давно. Также есть и российские производители двигателей, но они появились недавно и не могут в полной мере конкурировать с представленными марками.

Однако они более привлекательны по цене, и если владелец хорошо разбирается в технике и способен её ремонтировать, то отечественный мотор можно взять на вооружение. Поэтому, чтобы знать, какой марки выбрать лодочный мотор, нужно определиться с бюджетом покупки, если позволяют средства, то приобрести европейский или американский мотор. В таком случае может быть гарантировано качество и большой ресурс двигателя.

Также есть предложения от азиатских производителей. Там тоже бывают качественные модели. Но чтобы решить, какой китайский лодочный мотор выбрать, нужно досконально изучить историю компании. Если она работает давно, то можно ей доверять.

Рынок подержанных двигателей

В среде любителей моторных лодок бытует мнение, что можно приобрести недорого двигатель, который уже некоторое время эксплуатировался. Обычно такие предложения привлекают тех, у кого небольшой бюджет на покупку.

Но перед тем как выбрать бу лодочный мотор, стоит хорошо его проверить и посмотреть на износ деталей. И в большинстве случаев это узнать не удаётся, так как разбирать двигатель никто не будет. Поэтому специалисты рекомендуют в крайней ситуации приобретать подержанные моторы лишь самых лучших марок. Они могут гарантировать большой срок эксплуатации и при хорошем обслуживании прослужат ещё долго.

Читать еще:  Правильно составить график работы сотрудников

Если есть небольшое количество денег и не известно, какой лодочный мотор лучше выбрать, новый или бывший в употреблении, то лучше подождать и купить новый аппарат. В этом случае можно рассчитывать на хорошее качество.

Особенности выбора

Если нужен двигатель, который бы обеспечил длинные поездки, то, безусловно, нужно выбрать бензиновый вариант, так как он может гарантировать большую надёжность. Если есть вариант использовать лодочные моторы электрические, как выбрать, поможет назначение лодки. Если она будет использоваться для тихого приближения к рыбным местам, то этот вариант подойдёт больше, так как имеет бесшумную работу.

В случае бензиновых двигателей нужно обратить внимание на характеристики лодки, на которую будет происходить установка.

Также следует выбрать, что важнее: меньший расход топлива или больший ресурс двигателя?

Эксперты рекомендуют ставить двухтактные двигатели на небольшие лодки и катера для одного человека.

В случае больших размеров плавательного средства и нескольких человек более подходят четырехтактные двигателя. Но эти рекомендации не критические и в обоих случаях могут использоваться разные типы двигателей.

Заключение

При выборе двигателя для моторной лодки следует принять к сведению, что есть несколько типов, которые в зависимости от своих конструктивных особенностей могут эффективно работать не на всех лодках. Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типоразмеры двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе.

Некоторые лодки могут переходить в движении на глиссирование. Такой режим достигается при большой скорости и позволяет уменьшить гидравлическое сопротивление, которое возникает при движении. Лодка во время такого режима приподнимается над водой и получает воздушную подушку. Для обеспечения такого эффекта нужен хороший запас мощности в двигателе. Поэтому перед покупкой мотора нужно учитывать, что нужно иметь небольшой перевес мощности. Также этот запас пригодится для тех ситуаций, когда лодка будет перегружена.

Как выбрать лодочный мотор?

Моторно-гребные лодки с вклеенным или навесным транцем допускают два способа передвижения. Вопрос выбора ПЛМ встает, когда нет желания ходить на веслах, хочется скорости для быстрых дальних переходов, брызг за бортом и ветра в лицо.

Характеристики будущего мотора связаны не только с лодкой — её размерами, формой корпуса, грузоподъемностью и вместимостью, высотой транца. Значение имеют и личные предпочтения — готовность смешивать бензин и масло, возить с собой канистры с запасом топлива, довольствоваться ручным запуском и управлением.

Чтобы найти «золотую середину» и удачно выбрать лодочный мотор нужно исходить из всех параметров:

  • Тип двигателя.
  • Тактность двигателя.
  • Мощность двигателя.
  • Количество цилиндров.
  • Габаритные размеры и сухой вес.
  • Длина дейдвуда или «ноги» мотора.

Отдельного внимания заслуживают способ запуска и управления, марка и гарантии производителя как факторы, обуславливающие комфорт использования и надежность эксплуатации.

Краткие рекомендации по выбору можно получить из видеообзора.

Тип двигателя лодочного мотора

На рынке представлены подвесные лодочные моторы с ДВС и электродвигателем. Наиболее популярен первый вариант. ПЛМ работают от бензина АИ-92 или АИ-95, позволяют развивать большую скорость и требуют от владельца только запаса топлива, который можно брать с собой. Некоторые производители, например Suzuki, выпускают модели, которые разрешают использование керосина.

Электромоторы тихи, экологически безопасны и актуальны для охраняемых природных зон. Они подходят для спокойных прогулок, нуждаются в подзарядке и не могут использоваться при дальних переходах. АКБ имеет большой вес. Комплект ПЛМ и АКБ с мощностью, аналогичной мощности ДВС, дороже бензинового мотора.

Тактность двигателя ПЛМ

Ключевые отличия 2-тактных и 4-тактных лодочных моторов обусловлены разной конструкцией.

Четырехтактные модели имеют впускные/выпускные клапаны, которые открываются поочередно и управляются распредвалом.

  • Экономичность за счет точной дозировки и полного сгорания топлива, малошумность, плавная работа на холостых и малых оборотах. Система смазки «мокрый» картер избавляет от необходимости готовить топливо-масляную смесь.

Минусы — цена, вес и дорогой ремонт.

Двухтактные модели имеют впускные/выпускные окна в цилиндре, которые открываются и закрываются за счет хода поршня. Мотор работает на смеси бензина и масла. Фазы частично перекрываются, при этом часть топлива выбрасывается с выхлопными газами.

  • Простота конструкции и обслуживания за счет отсутствия клапанной группы и распредвала, лучшая динамика разгона, малый вес и низкая стоимость.

Минусы — увеличенное потребление бензина и масла, необходимость готовить смесь.

По мнению большинства водномоторников на форумах выбор 4-тактного ПЛМ оправдан при мощности свыше 40 л/с. Исключение составляют маломощные модели, которые используются в качестве дополнительного мотора.

Мощность подвесного лодочного мотора

Критериев выбора три. Это рекомендации производителя лодки, цели приобретения — неспешная рыбалка, длинные переходы с выходом на глиссирование, и наличие желания регистрировать мотор в ГИМС.

  • До 3,5 л.с. Портативные моторы для одноместных лодок с навесным транцем и плоским дном, которые оптимальны при требованиях «только бы не грести» и хода в водоизмещающем режиме.
  • От 5 до 15 л.с. Моторы для «комплектов эгоиста» и лодок длиной до 330 см, рассчитанных на 4 человек. Модели мощностью 5 л.с. способны вывести на глиссирование лодку с одним рулевым и позволяют развить скорость до 20 км/ч.
  • От 15 до 30 л.с. Моторы для лодок повышенной мореходности длиной до 4,5 м и высокой грузоподъемности, рыбалки в компании и с большим количеством «шмурдяка».
  • От 40 л.с. Моторы для лодок с жестким корпусом, РИБов, катеров, длительных переходов и коммерческого использования.

Для приблизительного расчета и покупки «с запасом» нужно знать, что для выхода в режим глиссирования необходимо иметь 1 л.с. на 30 кг веса.

Не стоит превышать разрешенную производителем лодки мощность. Плавсредство не зарегистрируют в ГИМС. Вес мотора увеличивается пропорционально мощности, следовательно, возрастает нагрузка на лодку, ухудшается управляемость и снижается безопасность.

Регистрация и налоговая ставка

Лодки с моторами до 10 л.с. не требуют регистрации, поэтому у водномоторников особенно востребованы ПЛМ на 9,8-9,9 л.с. — Tohatsu, Yamaha, Mercury, Suzuki. Многие выбирают их с целью дальнейшего «раздушивания», но нужно учитывать стоимость деталей и риск лишиться гарантии.

Налоговая ставка зависит от мощности.

  • На лодки с моторами до 100 кубов — 10 рублей за 1 л.с.
  • На лодки с моторами свыше 100 кубов — 20 рублей за 1 л.с.

Количество цилиндров двигателя

Лодочные моторы отличаются количеством цилиндров, число которых варьируется от одного до шести. Конфигурация двигателя во многом определяет его мощность и сбалансированность.

Маломощные двигатели имеют от одного до трех цилиндров, уступают в плавности хода. Мощные рядные четырех- или шестицилиндровые моторы хорошо сбалансированы, демонстрируют низкий уровень шума и вибраций.

Размеры и вес подвесного мотора

Масса и габариты мотора подбираются, исходя из грузоподъемности лодки и личных требований. Легкие модели оптимальны для небольших надувных и алюминиевых лодок. Они компактны и удобны при транспортировке, особенно при наличии рукоятки для переноски, перевозятся в багажнике, пикапе или фургоне.

Тяжелые моторы сложны в перемещении. Их рационально приобретать для стационарной установки и круглогодичной эксплуатации без консервации на зиму, или хранения вблизи причала.

Двух- и четырехтактные модели малой мощности 2,5-15 л.с. весят от 13 до 46 кг. Среднекубатурные моторы на 30-60 л.с. имеют сухой вес от 50 до 100 кг.

Длина дейдвуда ПЛМ

Длина «ноги» должна соответствовать высоте транца. Это важно для ходовых качеств лодки и длительной беспроблемной эксплуатации ПЛМ.

Моторы могут иметь четыре варианта дейдвуда:

  • S — 381 мм
  • L — 508 мм
  • X — 635 мм
  • XX или U — 762 мм

Если установить мотор слишком высоко, он будет бить гребным винтом воздух. Это приводит к перегреву и повреждениям. Низкая установка приводит к увеличению сопротивления в воде, из-за чего лодка теряет в скорости.

Запуск и управление лодочным мотором

Системы запуска и управления определяют комфорт использования и стоимость. Наиболее простые маломощные моторы имеют тросовый стартер и румпельную рукоятку. Пуск двигателя и управления выполняются только в ручном режиме.

Второй по сложности вариант — наличие электростартера и/или вынесенного пульта. Моторы отличаются легким пуском без усилий и удобным управлением за счет дистанционного переключения передач.

ПЛМ от известных производителей, например Honda, оснащаются многофункциональным румпелем. На его рукоятке расположены все кнопки и рычаги для переключения передач, подъема/опускания и панель с сигнализаторами.

Ведущие бренды и китайские моторы

Если при покупке лодочного мотора на первое место выходит стоимость, то приходится выбирать между известными производителями и китайскими брендами.

Самые популярные движки на лодки — японские и американские Mercury, Suzuki, Honda, Yamaha мощностью до 15 л.с. Они надежны, практически не теряют в мощности даже после 5 лет интенсивной эксплуатации. Ведущие компании не экономят на качестве комплектующих, поэтому предоставляют гарантию до 3 лет. Десятки сервисных центров исключают проблемы с обслуживанием и запчастями.

Читать еще:  Как правильно тренироваться видео

Из хорошего Китая выделяются Hidea, Parsun и HDX, которые чаще приобретаются начинающими как первый мотор при переходе с весел. Они собираются в заводских условиях на основе снятых с производства японских моделей, отличаются неплохим качеством сборки и комплектующих. Мелкие недочеты нивелируются низкой стоимостью. Гарантийный срок у китайских моторов в пределах 1-2 лет, при ремонте можно использоваться японские запчасти.

Покупать ли лодочные моторы б/у

Приобретение бывшего в эксплуатации мотора — лотерея. С одной стороны она дает возможность купить модель высокого уровня дешевле, чем в магазине. С другой стороны — истинной причиной продажи может быть неудовлетворительные состояние и работа.

Основное правило — диагностика в сервисном центре. Если это невозможно, то мотор обязательно заводится при покупке или проверяются зажигание, компрессия, полости цилиндров, герметичность редуктора и гребной вал.

Правильно выбранный ПЛМ позволяет развивать нужную скорость с полной нагрузкой и удобен в использовании. После определения требований к мощности, тактности, весу и цене остается проверить наличие поблизости сервисного центра, от которого будут зависеть сроки обслуживания и поставки запчастей.

Как выбрать мотор для надувной лодки ПВХ

Пользуясь надувной лодкой ПВХ с транцем, каждый владелец рано или поздно задумывается о необходимости приобретения мотора для нее. Не стоит покупать первый попавшийся экземпляр — это может привести к негативным последствиям использования. Выбор подвесного мотора для лодки (ПЛМ) представляет собой тщательный анализ назначения плавсредства, его характеристик и параметров будущего двигателя.

Как это выполнить, расскажем ниже. Но изначально разберемся, какие моторы можно поставить на надувную лодку.

Разновидности лодочных двигателей

На сегодняшний день можно встретить как стандартные бензиновые модели, так и электромоторы. Вторые отличается экологичностью и небольшим весом, подходят для негабаритных лодок. Но все же большую популярность и востребованность пока можно наблюдать в отношении бензиновых агрегатов.

Число тактов

Все моторы различается по числу рабочих циклов:

Двухтактные моторы

Двухтактные моторы отличаются меньшей мощностью, простой транспортировкой и сборкой. Они достаточно нетребовательны к топливу.

Плюсы:

  • невысокая стоимость;
  • небольшой вес;
  • нетребовательность к октановому числу бензина;
  • отличные показатели работы при большом диапазоне температур.

Минусы:

  • большой расход;
  • шумность;
  • необходимость приготовления топливной смеси (бензин + масло).

Четырехтактные моторы

Четырехтактные моторы относятся к более позднему поколению силовых агрегатов, которые не так шумны, более экологичны и экономичны. Но стоимость такого двигателя существенно превышает цену его предшественника. Обычно мощность мотора с 4 тактами достаточно высокая, что не подходит всем без исключения надувным лодкам ПВХ.

Плюсы:

  • низкий расход топлива 0,3-0,4 литра/час;
  • подходит обычный бензин;
  • низкий уровень шума.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • необходимость обслуживания в сервисе;
  • необходимость соблюдения правил транспортировки.

Одной из главных характеристик двигателя считается его мощность. Этот параметр измеряется в лошадиных силах и для ПЛМ варьируется в диапазоне от 2 до 300 лс.

Стоит учесть, что мотор с мощностью в 5 лс потребует получения прав на управление плавсредством, а силовые установки более 10 лс — регистрации в ГИМС.

Производитель

Сегодня на рыке лодочных моторов представлены изделия брендов из:

Традиционно считают, что установки отечественного и китайского производства уступают по надежности и качеству японским или европейским. Однако, сейчас это достаточно спорное утверждение — многие бренды переместили свои заводы в Китай, поэтому их качество по отзывам примерно одинаково с фабричными китайскими моделями. Что выбрать? Ответ кроется в цене и личных предпочтениях покупателя.

Как правильно выбирать мотор

На выбор лодочного мотора влияют несколько важных критериев:

  1. Мощность
    Рекомендуемая мощность для определенной модели плавсредства. Все лодки в техпаспорте имеют рекомендации по выбору мотора. Не нужно покупать двигатель с мощностью, выше указанной. Это чревато вырыванием транца, переворачиванием лодки на высокой скорости.
  2. Вес и вместимость
    Вес и вместимость судна напрямую влияют на выбор двигатели по мощности. Для расчета необходимой мощности применяют простую формулу — на каждые 30 кг веса нужно добавить мотору 1 лс. Например, для лодки RiverBoats RB280 Лайт с весом в 16 кг, двумя пассажирами примерно в 140 кг и средним мотором в 30 кг оптимальным будет двигатель с мощностью в 6 лс.
  3. Размеры
    Размеры плавсредства также могут служить ориентиром для выбор мотора по мощности. Так, на небольшие лодки с длиной 220-280 см, такие как RiverBoats RB280 Лайт или RiverBoats RB280 Киль, стоит подобрать двигатели с мощностью до 5 лс двухтактного типа, на лодки с длиной 320-360, например RiverBoats RB300 Киль или RiverBoats RB350 Киль, достаточно мощности мотора в 8-15 лс.
  4. Тип движения
    Тип движения, от которого зависит мощность мотора. Есть два способа перемещения по водной глади — водоизмещение и глиссирование. Первый потребует повышенного расхода, второй — более экономичный и быстрый. Но для выхода на глиссирование необходима определенная мощность. Рассчитать ее можно по формуле — на каждые 22 кг веса 1 лс. Стоит учесть, что мощность не всегда является показателем возможности глиссирования — для этого типа передвижения необходима определенная конструкция резинового катера, правильное крепление транца.

Эксплуатация выбранного ПЛМ

Правильный выбор — это еще не залог качественной и долгой службы даже хорошего агрегата. Чтобы покупка прослужила верой и правдой долгие годы, стоит придерживаться простых правил эксплуатации:

  • переносить двигатель в специальном чехле или сумке, соблюдать правила транспортировки для 4-тактных изделий;
  • тщательно следить за качеством топлива, не стоит снижать рекомендуемое октановое число для четырехтактников или изменять пропорции топливной смеси для двухтактников;
  • при хождении по воде всегда иметь под рукой масло и запасные свечи.

Придерживаясь этих простых советов, вы сможете купить правильно выбранный мотор, служба которого будет длиться долгое время на радость любителям отдыха на воде.

Как подобрать лодочный мотор к лодке ПВХ

(12.05.2017, автор Ильин Владимир)

Мотор выбирают под лодку, а не наоборот. Поэтому после того, как вы выбрали надувную лодку, настало время купить к ней ПЛМ. Узнайте, на какие параметры обратить внимание при покупке, чтобы рыбалка или отдых на воде были безопасными.

Определитесь с тем, что вы хотите

Выбор зависит в первую очередь от допустимых характеристик судна и того, как вы хотите эксплуатировать лодку. Чаще всего надувные ПВХ-лодки под мотор используют для рыбалки или для прогулок на скорости в компании друзей.

Если место клёва находится недалеко, то скорость перемещения не так важна. Чтобы дойти до середины спокойной реки или озера и порыбачить подойдёт маломощный лодочный мотор Хонда, Меркури, Сузуки или любого другого производителя. С точки зрения экономии выгоднее приобретать легкий двигатель с минимальным расходом топлива. Такой стоит недорого, его просто установить и перевозить.

А тем, кто любит покататься с ветерком (или на водных лыжах), предназначены судна специальной конструкции. К ним придётся купить более мощные, соответственно, дорогие ПЛМ. И на топливо тратиться придётся больше.

Как подобрать мощность мотора

Для начала предупредим, что в техпаспорте к лодке производитель указывает максимально допустимую мощность мотора, который можно установить. Нельзя устанавливать ПЛМ выше этого значения.

Для неспешного передвижения по воде подходят двигатели любой мощности, электрические или бензиновые. Поэтому рыбаки и охотники покупают ПЛМ мощностью от 2-3 до 5 л. с. Этого достаточно, чтобы заменить вёсла мотором, который обеспечит тихий ход судну с парой пассажиров на борту.

Любителям прокатиться «с ветерком» нужны двигатели высокой мощности. Особенно, если планируется выходить в режим глиссирования. Сколько конкретно лошадиных сил понадобится, зависит от типа и конструкции лодки, а также суммарного веса лодки с мотором, снаряжения и людей на борту.

Выход на глиссирование

В переводе с французского, glisseur — скольжение. Глиссирование — скоростное движение лодки, при котором корпус не раздвигает воду, а скользит по ее поверхности. Характерное проявление глиссера — задранный нос.

Есть простая формула, которая позволяет рассчитать мощность мотора для выхода на глиссер. Нужно посчитать массу лодки, вещей, пассажиров, и примерный вес ПЛМ. Для глиссирования должна соблюдаться пропорция: на каждые 110 кг груза требуется 5 л. с. мощности. Если эта пропорция выдерживается, выйти в режим глиссирования можно.

Но её соблюдение – не гарантия выхода судна в режим глиссера. Немаловажное условие — конструкция лодки, крепление мотора. Подробнее об этом читайте в нашей статье о выходе на глиссер.

Какие моторные лодки нужно регистрировать

Если вы установите на свою лодку мотор мощнее 10 л. с., то по закону придётся регистрироваться в ГИМС и получать права на управление, регулярно проходить техосмотр.

Это ещё одна причина для рыбаков и охотников не покупать мощные моторы. А 8-10 л.с. чаще всего хватит, чтобы развить скорость в 10 км/ч, чего достаточно в большинстве случаев.

Регистрации не удастся избежать тем, кто хочет кататься на скорости. В том числе, любителям глиссирования, которым понадобится ПЛМ как минимум 15-20 л.с. Им помогут наши статьи о регистрации лодок в ГИМС и о получении прав.

Количество тактов мотора

К основным характеристикам бензиновых моторов относят рабочий цикл: различают двух- и четырехтактные моторы. Каждая вариация имеет свои плюсы и минусы.

Читать еще:  Правильно составить исковое заявление банк

Двухтактные ПЛМ

К преимуществам двухтактных двигателей относят: низкую цену, малый вес, простоту эксплуатации и обслуживания. Если владелец хоть немного знаком с автомеханикой, со временем он научится ремонтировать мотор самостоятельно – особых знаний не нужно. Двухтактные пригодны для суровых длительных нагрузок и нетребовательны к бензину.

Из отрицательных моментов следует знать о сильно высоком уровне шума, перерасходе горючего (20-30% бензина просто не сгорает), вредных выхлопах. Нужно будет мешать бензин и масло.

Четырёхтактные ПЛМ

К достоинствам четырехтактного двигателя относят:

  • работа намного тише двухтактного;
  • экономия бензина (на эти самые 20-30%);
  • при эксплуатации мотора меньше выхлопов;
  • не надо готовить смесь, масло заливается отдельно.
  • цена выше на 10-15%;
  • ремонтировать самостоятельно можно, но сложнее. А в некоторых моделях потребуется компьютерная диагностика.
  • тяжелее; например, 2-тактный Mercury ME 5 M весит 20 кг, а 4-тактный Mercury ME F5 M – 25 кг.

Какую роль играет масса мотора

При выборе ПЛМ важную роль играет его вес. От тяжести механизма зависит способ транспортировки, установки, регулировки и хранения.

Двигатели малой мощности (2-3 л. с.) весят 10-20 кг. В принципе, один человек может самостоятельно погрузить и выгрузить из машины ПЛМ и установить его на лодку. Более мощные двигатели (от 10 л. с.) весят от 30 кг. Из-за этого при транспортировке и креплении понадобится помощь второго человека.

Вес следует учитывать рыбакам-одиночкам. Возможно, таким людям стоит присмотреться к электромоторам, ведь они весят от 5 кг. Однако аккумулятор к ним может быть тяжелее самого мотора.

Страны-производители и торговые марки ПЛМ

Моторы выпускают многие известные бренды, у каждого из которых есть несколько линеек. Чтобы не углубляться в конкретные особенности той или иной модели, просто разберём наиболее популярные и надежные. В принципе, можно брать любой мотор от перечисленных ниже брендов.

Японцы производят одни из самых качественных ПЛМ, но цена на них соответствующая. Популярные бренды: Honda, Tohatsu, Suzuki. Американские двигатели от компании Mercury Marine не менее популярны и надёжны. Компания Mercury производит различные двигатели с 1939 года, поэтому широко известна в США. Ценник на их изделия сопоставим с японскими.

Разумное соотношение цены и качества у китайских торговых марок Golfstream, Hidea, HDX, . Это отличные моторы, по качеству уже не сильно уступают японским и американским, но стоимость заметно ниже.

Заключение

Выделим основные тезисы:

  1. Мотор выбирают под лодку
  2. Определитесь, нужна ли вам скорость
  3. Рассчитайте мощность
  4. Определитесь с тактами
  5. Выберите производителя и подберите модель

Следуя этим простым правилам, вы сможете купить подходящий мотор, который не разочарует и не подведёт.

Как правильно выбрать хороший лодочный мотор

Многие рыбаки и просто любители прогулок по воде рано или поздно приходят к осознанию того, что им нужна собственная лодка с мотором. Выбор ее – дело непростое, особенно это касается сердца всей конструкции – двигателя. Дилетанты подходят к вопросу следующим образом – чем мощнее мотор, тем лучше. Это, безусловно, крайне поверхностный взгляд, для многих целей и задач мощность мотора играет далеко не самую важную роль, а в некоторых случаях она даже губительна – кому хочется распугать всю рыбу в окрестностях, пилотируя невероятно шумное транспортное средство. Поэтому сегодня мы расскажем о том, как выбрать лодочный мотор и на какие его параметры обратить особое внимание.

Страна-производитель

Довольно большое количество стран имеет свое производство моторов для лодок, в том числе и ряд экзотических, но на полках отечественных магазинов вы скорее встретите всего несколько из них – Россию, Китай, США и Японию. Сразу скажем, что российские силовые установки – удовольствие на любителя, если вы предпочитаете вылазки на далекое от берега расстояние, то наличие такого мотора может быть даже опасным, так что если вы не хотите внезапно оказаться вынуждены грести до берега несколько километров – выбирать отечественного производителя не рекомендуется. С Китаем ситуация лучше, но в целом похожая.

Найти для себя лучшую модель поможет наш рейтинг лодочных моторов.

Для того, чтобы сделать выбор между одинаково качественными моторами, нужно дать определение понятию глиссирование. Глиссирование – это такой режим плавания, при котором лодка, набрав определенную скорость (обычно от 15 километров в час), начинает приподниматься из воды, что позволяет снизить сопротивление и увеличить скорость. Несмотря на то, что мотор начинает работать на больших оборотах, отсутствие необходимости сопротивляться воде позволяет тратить меньше бензина, так что глиссирование – режим экономичный. Теперь рассмотрим его влияние на примере мощности.

Как правильно выбрать хороший лодочный мотор по мощности? Данный показатель может варьироваться в очень большом диапазоне, существуют как моторы на две лошадиные силы, так и на триста – важно подобрать подходящий именно вам.

Лодочные моторы от 2 до 6 лошадиных сил

Это крошечные одноцилиндровые моторы, которые позволяют лодки развить скорость порядка 5 — 10 км/ч. Если же вы решили идти против течения, на борту находится солидный груз, а в лицо вам дует встречный ветер, то скорость падает до минимума. Понятно, что в открытое море с таким мотором под капотом не выйдешь, но для прибрежной рыбалки и прогулок по водоемам небольшой площади такой вариант может подойти.

Лодочные моторы от 8 до 15 лошадиных сил

Как правило, двухцилиндровые, подобные моторы гораздо стабильнее в работе, а весят все еще в разумных пределах – редко больше 30-35 килограмм, а значит, при должном желании могут транспортироваться и в одиночку. Мотор с мощностью до десяти л.c. может вывести лодку на глиссирование, если в ней находится один человек и некоторое количество груза, а на пятнадцати уже двоих с дополнительной нагрузкой порядка 100 кг. Для развлечений вроде водных лыж такие лодки еще не годятся, но для вылазок на серьезное расстояние и многодневных походов подойдут вполне.

Лодки, оснащенные подобными моторами, работают довольно экономично – 4-6 литров топлива расходуется за час, а если передвигаться в режиме троллинга то на 10 литрах можно путешествовать весь световой день. Цена подобных моторов японского производства составляет порядка 50-80 тысяч рублей, что в целом разумно для таких универсалов, при надобности способны разгоняться до 30 км/ч и выше.

Лодочные моторы свыше 20 лошадиных сил

Такие девайсы уже вряд ли заинтересуют рыбаков на резиновых лодках, с таким оборудованием впору заниматься прогулками по воде с ветерком в большой компании, а если мощность превышает 30 лошадиных сил, то можно уже подключать лыжи. Стоит подобная техника уже серьезно, да и экономичностью не отличается, потому для бытовых нужд она скорее всего будет излишней.

С другой стороны, если вы хотите заполучить настоящую универсальную лодку, на которой можно и рыбачить троллингом, и развивать существенную скорость в режиме глиссирования, имеет смысл подумать об использовании сразу двух моторов – один на 5 лошадиных сил, другой свыше 20.

Двухтактный или четырехтактный

Техническая разница между этими вариантами существенная, но вам для ответа на вопрос какой лодочный мотор лучше выбрать, следует знать следующее:

  • Двухтактный потребляет больше топлива (примерно на 20%);
  • В качестве топлива используется смесь бензина и масла;
  • Работает громче и менее стабильно;
  • Меньше весит;
  • Стоит дешевле примерно на треть;
  • Имеет меньше ограничений при транспортировке и располагает доступным обслуживанием.

Понятно, что многие будут выбирать исходя из цены, но советуем вам продумать то, как и на каких водоемах вы собираетесь использовать технику. Если вы любитель порыбачить в труднодоступных местах, то лучше выбирать двухтактное решение, а для тех, кто хранит лодку на воде или не имеет проблем с подъездом к озеру или реке – отлично подойдет четырехтактный вариант.

Фиксация двигателя

Многие забывают об этом параметре, ища ответ на вопрос как выбрать мотор для лодки, а как показывает практика – очень зря. Если вы приобретаете движок на переднем ходу, то желательно чтобы он имел возможность жестко фиксироваться к транцу. С другой стороны, такой вариант подходит для тех, кто предпочитает выбираться на хорошо и давно знакомые водоемы, для остальных же жесткое крепление может быть опасным – высокие волны и неожиданные препятствия в незнакомом месте могут стать причиной утопления движка и это еще не худшее из возможных происшествий. На знакомой же территории слабая фиксация будет приводить к постоянным мелким повреждениям при подпрыгивании мотора и срок его службы заметно снизится.

Важный пункт для тех, кто часто путешествует на маленькой глубине. Бывает, что киль мотора начинает задевать дно и приходится его снимать и браться за весла, но есть из подобной ситуации выход – наклон двигателя или так называемый мелководный режим. Существует один или несколько промежуточных уровней наклона, которые позволяют без труда пройти даже по мелководью.

Выбирайте лодочный двигатель с умом — тогда он прослужит вам долгие годы и подарит массу приятных эмоций от прогулок по воде и превосходной рыбалки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector