Правильно поставить звук т

Постановка мягких звуков (Т’) , (Д’) (ть, дь)

Правильная артикуляция мягких звуков.

По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к нёбу. Кроме подъема средней части спинки языка эти звуки меняют и основную артикуляцию. При произнесении ть, дь кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

Дефекты произношения (Т’) , (Д’) (ть, дь)

1) Боковой, при котором кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка отклоняется влево или вправо, в результате чего воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь влево или вправо. Этот вид характеризуется неприятным хлопающим звуком.

2) Замена мягких (Т’), (Д’)на твердыет, д.

Приемы устранения недостатков произношения ть, дь.

В качестве исходного используется твердый Т.Ребенку предлагается произнести Тили –Та-,в это время шпателем или пальцем удержать кончик языка за нижними резцами (прижимая передний край языка). Имитативный способ (по подражанию) не желателен.

Если артикуляция закрепилась, следует отказаться от механических средств и продолжить воспроизведение звука –ть-в слогах и словах. При постановке –дь- используется тот же способ, но исходным берется –д-.

Произнесение мягкого звука –т’- (ть).

Упражнение. Произносить слоги.

Тя – Тё – Тю; Те – Ти

Тю – Тя – Тё; Ти – Те

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами.

Тя, Тю

Тюль, утюг, лентяй, Катюша, Витя, Митя, Настя, Петя, тюльпан, тяжелый, тяжеловоз (рабочая лошадь, перевозящая тяжести), летяга (вид белок, ноги которых соединены летательной перепонкой, сильный хвост служит рулем; по А.Э.Брему)

Тё

Тёмный, тёплый, тёсаный, Тёма, метём, сластёна, плетём, котёл.

Те, Ти

Тело, темень, темя, тень, тина, (водоросли, плавающие в стоячей воде), тесно, тихий, уйти, найти, везти, метель, телега, телеграф, телефон, темница, теплица, тепло, тесёмка (узкая полоска материи для украшения, скрепления), тигрица, тишина.

Как поставить звук “Т” у ребенка и научить правильной артикуляции

Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.

  • переставляет согласные (таблетка — таблекта),
  • теряет “Т” (птичка — пьичка),
  • заменяет (дети — деци).

Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.

Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Читать еще:  Как правильно установить навесной газовый котел

Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Поиграйте в слова:

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Слова для дифференциации “Т”:

Вставьте нужную букву:

Прочитайте словосочетания и предложения:

Попробуйте повторить без запинки:

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно.

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

Как научить ребенка выговаривать «Д» и «Т»

Звукопроизношение у людей формируется в основном к 5 годам жизни. Важно, чтобы воспитание правильной речи закончилось в дошкольном возрасте. Постановка звука Т, а также Д осуществляется несколькими этапами.

Правильная артикуляция звуков Т и Д

При артикулировании Т с гласными А, О, У, Ы передний краешек языка упирается в альвеолы, с гласными Е, Ё, Ю, И, Я — в нижние зубы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Звонкий Д произносится так же, как глухой Т. Но:

  • небо опущено,
  • голосовые складки сближены, напряжены, колеблются,
  • добавляется голос,
  • гортань вибрирует.

Подготовительные упражнения

Логопедия занимается изучением, предупреждением и устранением речевых дефектов. Учить артикуляции необходимо на самых ранних этапах жизни, начиная с подготовительных упражнений.

Речевые элементы появляются в 2-3 месяца во время «гуления». Ребенок распевает звуки. Необходимо больше говорить с ним, петь песенки, колыбельные, стараясь вытягивать гласные звуки, чтобы малыш быстрее запоминал и повторял их.

Речевые умения зависят от физической развитости. Многие родители большое внимание уделяют мелкой моторике рук, давая младенцу подержать небольшие предметы.

Общаться следует без сюсюканья: от того, насколько правильно и красиво говорит взрослый, зависит речь малыша.

Логопеды советуют укреплять мышцы ротовой полости, учат управлять артикуляционным аппаратом, показывая различия при произношении: Т находится на кончике, К — на хвостике языка: «Такси едет», «Кулек конфет».

Артикуляционная гимнастика

Специалисты предлагают логопедическими приемами развивать речевое дыхание (так как Т образуется на взрывном выдохе), тренировать мышцы ротовой полости в игровой форме:

  1. «Чей одуванчик раньше улетит?» — летом на даче ребята срывают одуванчики, стараются за 3-4 раза сдуть все пушинки.
  2. «Воздушные шарики» — дуют на шарики, не давая им опуститься на пол.
  3. «Улыбка» — смыкают зубы, широко растягивают губы, 5 секунд держат улыбку.
  4. «Наказать язычок» — кладут язык на нижнюю губу, верхней стучат по нему: па-па-па.
  5. «Лопатка» — улыбаются, высовывают язык, расслабляют, кладут на нижнюю губу, держат 5 секунд.
  6. «Часы тик-так» — быстро двигают кончиком влево-вправо по верхней губе.
  7. «Чистим зубки» — улыбаются. Языком слева направо и обратно «обходят» все зубы.
  8. «Трубочка» — максимально вытягивают язык, напрягают его. Стараются свернуть трубочкой, держат 5 секунд.
  9. «Качели» — слегка рот приоткрывают, поочередно тянут язык к носу, подбородку, пытаясь их достать.
  10. «Горка» — сначала сильно прижимают к нижним резцам передний край, затем широкую часть (при этом он выгибается). Фиксируют положение на 5 секунд.

Постановка звуков Т и Д

Обучая правильному произношению, используют способ по подражанию, механический, от других звуков.

  1. По подражанию. Покажите, как расположен язык. Обратите внимание, что у Т нет голоса. Попросите произнести: та, ты, ту. Затем слова-чистоговорки: та — та, ах какая красота; ту-ту, я косичку заплету; то — то, прохудилось решето; ты — ты, в саду выросли цветы.
  2. Механический. Показать положение языка между зубами. Попросить произнести Та. В это время шпателем приподнимите верхнюю губу. Язык примет верную позицию.
  3. «Поплевывание». Предложите улыбнуться, сомкнуть зубы, если кончик языка упирается в нижние резцы, выдохнуть — Т.
  4. Постановка Т: от П — при произнесении па-па-па краешек языка лежит на нижней губе между зубами, рот приоткрыт — получается та — та; от Д — похожа на постановку Т, но прибавляется голос;
  5. Постановка Д: от Т — специалист поочередно произносит звуки Д, Т, дошкольник держит руку на своем горле, другой прикасается к гортани взрослого, чувствует вибрацию; от Б — при произнесении ба-ба-ба кончик языка находится между зубами, в момент произнесения шпателем отодвигаем губы, слышим да-да-да.

Автоматизация произношения

После постановки артикуляции отрабатывают навык. Следует как можно скорей устранить изъяны, не перегружая при этом ребенка. Каждый последующий материал необходимо предлагать после полного усвоения пройденного.

Отработать звуки помогут различные игровые упражнения с песенками, потешками, скороговорками, которые сделают обучение детей более интересным:

  1. Спой песенку своей маме, бабушке: «Та — та, хвост пушистый у кота…».
  2. Поиграй на барабане для игрушек: трам-там.
  3. Продолжи слово: реше-то, пого-да, цве-ты, гнез-до.
  4. Пальчики здороваются (большой палец здоровается с мизинцем, средним, большим, указательным, произнося ту, ты, ду, ды).
  5. Считаем далматинцев: «Далматинец рычал, Пятнышки считал, Раз, два, три, четыре, пять, На спине не сосчитать!»

После автоматизации выполняют упражнения по закреплению произношения Т, Д в словах.

  1. «Придумай слова с Т, Д». Взрослые называют заготовленные на карточках слова с Та в начале: тарелка, танец. Ребенок продолжает: Таня, тапочки. С мячом занятие пройдет еще интересней. Букву Т на картинках раскрасьте одним ярким цветом, Д другим.
  2. «Звуки Т, Д в предложении». Ребята повторяют слова, выделяя голосом Т, Д: Тамара идет домой. Плывет кашалот. Снег растаял на катке. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. Не понять никак нам Дашу. Ведь во рту у Даши каша.
  3. Потешки, чистоговорки. Взрослые произносят первую половину короткой фразы, а ребята придумывают рифму, которая повторяет первый слог: Ту — ту, (рыбки наловлю коту). Та — та, (ах, какая красота). Да — да, (потемнела борода). Ду — ду, (все равно я не пойду).
Читать еще:  Как правильно шпаклевать стены под обои видео

Дифференциация звуков Д-Т, Т-ТЬ

Дифференциация проводится одновременно с автоматизацией после того, как звуки поставлены, необходима, чтобы научиться слышать состав звукового потока, закрепить навыки.

Для различения Д, Т ребята прикасаются рукой к горлу, определяют, какой звук слышится. Д произносится звонко, голосовые связки вибрирует, глухой Т произносится без участия голоса.

Дифференциация построена на сравнении Д, Т в слогах, словах, предложениях.

Разучите стишок:

Тушки! Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки!

Для различения Т, ТЬ выполните ряд упражнений.

«Поем — узнаем» — ребенок поет песенку, затем находит и произносит, выделяя голосом твердый и мягкий Т.
Та — та — яблоко — моя мечта. Ато — ато — витаминами богато. Ти — ти — где же яблоко найти? Ать — ать — надо яблоко искать.
«Будь внимательным» — ребенок слушает рассказ, называет слова с ТЬ.

Различать Д, ДЬ поможет упражнение «Птички-чистоговорки». Ды — ды — ды прилетели к нам дрозды. До — до — до — мы увидели гнездо. Загадки: Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

Чтобы логопедические занятия приносили больше пользы, родителям следует придумать увлекательные игры, заранее готовить инструментарий: занимательные загадки, чистоговорки, потешки.

И запастись терпением: совершенствование речевого аппарата — длительный процесс, требующий усидчивости.

Если родители при самостоятельной постановке артикуляции столкнулись с трудностями, логопед детского сада или школы проконсультирует, как научить ребенка правильно говорить.

Постановка звука Т

Формирование звуков заканчивается к 5 годам. Если после 5 лет малыш не произносит какие-либо звуки, обратитесь к логопеду за консультацией. Чтобы поставить ребенку правильные звуки, регулярно проводите гимнастику даже в том случае, если не видите проблем с речью. Чтобы проводить занятия с пользой, важно самому научить правильно выполнять все упражнения.

Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

Постановка звука Т

  • Выберете несколько слогов или слов, в которых присутствует буквосочетание ТА, и повторяйте их не меньше 10 раз.
  • Поставить язык между зубов и плотно, но в то же время так, чтобы малышу не было больно, прижать его челюстью. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести межзубный Т.
  • Снова зажать язык между зубами. Растянуть зубы в улыбке и “поплевать”. После этого дать челюсти отдохнуть.
  • Т является производным звуком от П. Поэтому можно начинать разминку с отработки звука П. Проговорить несколько раз Па-Па, при этом широкая часть языка должна быть прижата к нижней губе. Постепенно растянуть губы в улыбке и перейти к произношению Та-Та.
  • Язык расположить между зубов. Снова несколько раз произнести Па-Па. В этот момент взрослый указательным и большим пальцем раздвигает ребенку губы. При правильном выполнении манипуляции произносится Та-Та.

Постановка звука Ть

  • Проговорить с ребенком Та-Та.
  • Для смягчения звука используется специальная лопатка. Ею нажать на кончик языка и опустить его вниз. Должно получиться буквосочетание Тя.
  • Звук Ть получается во время пощелкивания кончиком языка, зубы в это время должны быть сомкнуты.
  • Можно усложнить упражнение: язык не прижимать к нёбу, а выдавать его наружу.

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

  • “Чистим зубки”. Растянуть губы в улыбке, рот слегка приоткрыт. Языком пройтись поочередно по верхним и нижним зубам с обратной стороны. Двигаться слева направо, а затем в обратном направлении.
  • “Лопаточка”. Снова улыбнуться с приоткрытым ртом. Положить широкую часть языка на нижнюю губу. Задержаться в таком положении в течение 10 секунд. Начинать можно с 5 секунд.
  • “Трубочка”. Вытянуть язык по максимуму и напрячь его. Затем по возможности свернуть трубочкой и задержаться в таком положении 5-10 секунд.
  • “Качели”. Приоткрыть рот и прижать к нижним зубам широкую часть языка. Затем поднять язык к верхним зубам. В каждом положении задерживаемся на 2-3 секунд. При этом прижимать нужно с максимальной силой.
  • “Горка”. Исходное положение – приоткрытый рот. Кончиком языка сильно прижаться к нижнему ряду зубов. Затем, не отрывая кончика, прижаться широкой частью языка (при этом он должен как бы выгнуться). Задержаться в таком положении 5 секунд.

  • “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Постановка звука т при замене на к

  1. Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
  2. Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
  • Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
  • Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.
Читать еще:  Как правильно сделать ревизию

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Заключение

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К — Г
план-конспект по теме

Последнее время, отмечают специалисты,появился новый вид нарушения звукопроизоншения у детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение произношения звуков Т, Д. Эти звуки раннего онтогенеза, как правило детьми заменяются на заднеязычные К, Г. В практике использовала приемы описанные раннее другими специалистами, но хороший положиетльный результата дал прием раннее мне не встречавшийся. Предлагаю приемы постановки звуков Т, Д.

Предварительный просмотр:

Постановка звуков Т — Д при замене на заднеязычные К Г

Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.

Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.

Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии — неправильное произношение звуков Т — Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 — 4 лет.

При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки :

  • Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, «фук( т )болка», «шк(т)аны».
  • Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка — клекта; стакан — скатан.
  • Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка — птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.

Причины неправильного звукопроизношения :

  • Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
  • Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
  • Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

Артикуляционный уклад звука Т .

Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.

  • Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
  • Расстояние между зубами 5 мм.
  • Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
  • Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная

Особенности постановки звука Т — Д

Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.

Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.

  • «Широкая улыбка» – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
  • «Непослушный Язычок» – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
  • «Блинчик» – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
  • «Качелька» — поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
  • «Дедушкины усы»- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
  • «Парус» — язык узкий упирается в верхние зубы — мачта, парус поднять — язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.

Упражнение на формирование правильного направленного выдоха

  • Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
  • Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
  • «Снежинка» — ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу — вдох и выдох на ватку.

Дыхательное упражнение «Снежинка», упражнения для языка «Дедушкины усы», «Качелька», «Парус» достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.

2. Постановка звука Т.

  • Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая

различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».

  • Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
  • Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
  • Постановка Т от звука П . Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П , получается Т .
  • Постановка от Ц . Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т .

«Кошка мышку ловит» — предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.

Затем слог сокращаем — ца, ца, ца.

И вот мы около норки — произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки — звук Т, звук С не произносить.

  • При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.

Автоматизация звуков Т Д

Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.

Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.

Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector